
В Центральном институте авиационного моторостроения им П.И. Баранова (ЦИАМ) в рамках Европейского проекта ESPOSA (Efficient Systems and Propulsion for Small Aircraft) проходят испытания турбовинтовые двигатели, предназначенные для установки на летательные аппараты авиации общего назначения (с количеством пассажиров 5ч9 человек).
Проект ESPOSA, входящий в 7-ю Европейскую рамочную программу и стартовавший в 2011 году,направлен на развитие возможностей европейских производителей малоразмерных двигателей создавать и использовать экономически выгодные и экологически приемлемые силовые установки и системы летательных аппаратов с минимизацией эксплуатационных расходов при одновременном повышении уровня безопасности.
В проекте задействованы авиационные фирмы, университеты, научно-исследовательские институты из 18 стран.
Спектр выполняемых работ включает в себя:
- разработкуи интеграцию ключевых технологий для ряда малоразмерных ГТД и связанных с ними систем с целью обеспечения производителей самолетов улучшенным набором современных силовых установок и повышения уровня их готовности к интеграции в самолет; - повышение характеристик ключевых элементов двигателя с помощью новых систем контроля двигателя, мониторинга рабочего состояния и интегрированных систем;
- взаимодействие силовой установки и планера с учетом конфигурации самолета.
В рамках проекта «ESPOSA» специалисты ЦИАМ:
- исследовали тепловое состояние перспективного центробежного компрессора с оптимизациейего выходной системы и системы измерения зазоров;
- выполнилинестационарные 3D расчеты вязкого течения в малой охлаждаемой ТВД, численную CFD оптимизацию межтурбинного канала, верификацию CFD расчетов по результатам испытаний линейной решетки профилей лопаток и малоразмерной турбины;
- выполнилипроектирование, численное моделирование и изготовление воздушной форсунки камеры сгорания (КС) двигателя малой мощности ииспытательных стендов для сектора RQL КС и полной круговой JETISandRQL КС, а также проверку спроектированной КС в условиях эксплуатации двигателя;
-провелииспытания с имитацией высотно-скоростных условийбазового двигателя ВЕ1мощностью 240 л.с., разработанного фирмой PBS (Чехия) и предназначенного для использования на летательных аппаратах, производимых фирмами Evektor (Чехия) и Maraganski-Moslowski (Польша).
На данном (заключительном) этапе работ в термобарокамеревысотного стенда ЦИАМ проводятся испытания базового двигателя ВЕ2 мощность 650 л.с., разработанного ГП «Ивченко-Прогресс» (Украина). Цель испытаний – определение основных данных и высотно-скоростных характеристик двигателя, проверка работоспособности систем автоматического управления и смазки, оценка пусковых свойстви газодинамической устойчивости двигателя, проверка отсутствия вибрационного горения в камере сгорания. Двигатель ВЕ2 предполагается использовать на летательных аппаратах, производимых фирмами Evektor (Чехия), Grob Aircraft (Германия), Maraganski-Moslowski (Польша), Winner Helicopter (Австрия), ILOT (Польша), Piaggio (Италия), участвующих в проекте ESPOSA.