- Например: машиностроение в России
Автор: Компания "НПК «Объединенная Вагонная Компания»" |
Погрузка черных металлов в июне 2017 г. составила 5,4 млн т (-5,3% к июню прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 35,2 млн т черных металлов, что на 1% ниже аналогичного периода прошлого года.
В июне внутренние перевозки выросли на 7% (во многом их рост обусловлен ремонтом железнодорожных путей), тогда как экспорт сократился на 13% (в Италию вдвое, Мексику и Бельгию на 40%). При этом растут поставки в Финляндию (почти не осуществлялись в прошлом году), Казахстан (рост в 1,5 раза) и Белоруссию (в 1,5 раза).
Снижение экспорта обусловлено усилением конкуренции на мировом рынке и, как следствие, вводом дополнительных ограничений странами-импортерами для защиты интересов производителей внутри страны. Так, во второй половине июля Еврокомиссия предложила установить минимальную ценовую планку для импортируемой горячекатаной стали на уровне 472,27 €/т для производителей из России, Ирана, Украины и Бразилии. При этом компании, поставляющие продукцию по цене ниже установленной границы, столкнутся с антидемпинговыми пошлинами. В числе российских производителей, чьи европейские экспортные цены будут сдерживаться установленным минимумом, - «Северсталь», ММК и НЛМК. Самую высокую пошлину предлагается установить для ММК - 33%, НЛМК могут обложить пошлиной в размере 15%, «Северсталь» - 5,3%. Окончательное решение о вводе пошлин Еврокомиссия примет в начале октября 2017 г.
По мнению аналитика БКС Олега Петропавловского, такие антидемпинговые пошлины не окажут негативного влияния на отечественные компании при текущих ценах. «Средняя цена на горячий прокат в Европе составляет €492,5 за тонну. Компании столкнутся с пошлинами только в том случае, если цены упадут ниже €470 за тонну, в текущих условиях такие пошлины будут неприменимы», - считает он. При этом аналитик отмечает, что пошлины для «Северстали» и НЛМК нельзя считать заградительными, компании могут продолжать поставки. А ММК, по его мнению, придется перенаправить поставки на другие рынки, к примеру, в Турцию или Россию.
На фоне слабой активности строительной отрасли в РФ, а также обострения конкуренции на внешних рынках вероятно дальнейшее снижение перевозок черных металлов железнодорожным транспортом. Однако эта тенденция может быть скорректирована за счет роста перевозок черных металлов для нужд РЖД.
Погрузка руды в июне 2017 г. составила 9,4 млн т (+2,2% к июню прошлого года), установив рекорд для данного месяца за последние 10 лет. Всего с начала года было отправлено 54,6 млн т руды, что на 0,5% ниже аналогичного периода прошлого года.
Внутренние перевозки выросли на 4%, а экспорт снизился на 6% к уровню прошлого года. Основное падение экспорта произошло за счет прекращения поставок на Украину и снижения экспорта в Китай (-20%) и Финляндию (вдвое). При этом в 4 раза увеличились поставки в Германию, и выросли объемы перевозок в Казахстан, Японию и ОАЭ, тогда как в прошлом году экспорт в эти страны не осуществлялся.
Из-за высоких цен на энергоресурсы на Украине производители вынуждены снижать выплавку стали и отказываться от закупок российской руды. Как следствие, в июне 2017 г. украинское производство сократилось на 7,3%, всего с начала года - на 17,2% по сравнению с январем-июнем 2016-го.
В среднесрочной перспективе ожидается увеличение перевозок руды на фоне сокращения выплавки заводами РФ, а также по мере выстраивания новой экспортной логистики.
Погрузка лесных грузов в июне 2017 г. составила 3,7 млн т (+2,8% к июню прошлого года). Всего с начала года было отправлено 22,8 млн т лесных грузов, что на 4,3% выше аналогичного периода прошлого года.
В июне выросли перевозки как на внутренних, так и на внешних направлениях. Увеличение экспорта по-прежнему шло за счет Китая (+10%) и Казахстана (+60%).
Помимо деревянного домостроения, перспективным для лесной отрасли может стать целлюлозно-бумажное производство. По оценке Министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, за десять лет в России есть возможность построить 4 новых целлюлозно-бумажных комбината, а к 2035 г. - 10.
В текущих условиях ожидается дальнейший рост перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом.
Погрузка зерна в июне 2017 г. составила 1,1 млн т (+37,5% к июню прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 9,2 млн т зерна, что на 9,9% выше аналогичного периода прошлого года.
Внутренние перевозки выросли почти на 20%, тогда как экспорта - вдвое. Импорт российского зерна нарастили Азербайджан (в 3 раза), Египет и Израиль (поставки в прошлом году в эти страны почти не осуществлялись).
РФ и Китай договорились об увеличении экспорта пшеницы в Китай - согласование документа о допуске зерновых культур из РФ находится в финальной стадии. В настоящее время право на экспорт пшеницы в Китай имеют только четыре российских региона: Алтайский и Красноярский края, Омская и Новосибирская области. Документы, разрешающие поставки, были подписаны в конце 2015 г., однако реальная торговля пока в небольших объемах началась только в этом году. Фитосанитарные службы России и Китая обсуждали вопрос о расширении числа регионов, которые смогут экспортировать пшеницу в Китай. Кроме того, ассортимент зернового экспорта может быть расширен за счет ячменя и гречихи.
Во второй половине июля российские экспортеры зерна смогли возобновить поставки в зарубежные порты Балтийского моря. Отгрузки прекратились в феврале-марте, с того времени трейдеры не смогли отправить через Балтику до 600 тыс. т зерна. Открытие направления важно для экспортеров с учетом возможной полной загрузки российских портов в новом сезоне.
Глава Минсельхоза Александр Ткачев оценил сбор зерна в России в 2017 г. более чем в 105 млн т. При этом из-за прохладной погоды в ряде регионов сроки окончания уборки сдвинулись примерно на две недели. По прогнозу Минсельхоза, в этом сезоне экспорт зерна превысит 35 млн т. Таким образом, ожидается дальнейший рост перевозок зерна железнодорожным транспортом.
Погрузка удобрений в июне 2017 г. составила 4,6 млн т (+12,2% к июню прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 28,4 млн т удобрений, что на 8,1% выше аналогичного периода прошлого года.
При этом внутренние перевозки выросли на 12%, а рост экспорта к прошлому году составил 11%. Поставки российских удобрений нарастили Китай (+25%), Украина (в 1,5 раза), кроме того выросли поставки в Турцию и Францию, тогда как в прошлом году экспорт в эти страны не осуществлялись.
Объемы перевозок в Китай будут расти и дальше: «Уралкалий» сообщил о подписании первого в этом году крупного долгосрочного контракта - с консорциумом китайских покупателей в составе Sinochem, CNAMPGC и CNOOC. Контракт будет действовать с августа по декабрь. Компания не раскрыла точный объем поставок, отметив, что «цена поставляемых в Китай калийных удобрений соответствует текущему рыночному уровню цен».
Ситуация с украинскими минеральными удобрениями остается депрессивной. Даже после введения антидемпинговых пошлин на минудобрения из России в размере 34%, российская продукция по-прежнему присутствует на рынке.
Сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортного грузопотока.
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды - журнал «Рынок подвижного состава».
В июне 2017 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 5,4 тыс. ед. (3,5 тыс. - полувагоны), что вдвое выше результатов июня 2016 г. (2,6 ед.) и на 40% выше уровня предыдущего месяца.
Спрос на полувагоны превышает списание: списание полувагонов в июне составило 1,5 тыс. ед. Всего в июне было списано 4,7 тыс. ед. подвижного состава.
Коммерчески пригодный к перевозкам парк - 991 тыс. ед. На начало июля неисправный парк - 67 тыс. ед. (минимальный уровень с 2014 г.), профицит - 69 тыс. ед. (из них полувагонов - 0 тыс. ед.).
Участники рынка считают, что в июне-июле был достигнут пик стоимости аренды полувагонов, и до конца лета уже сформировались ценовые рамки. При этом снижать ставки никто не планирует. Отмечается, что спрос на полувагоны ощутимо превышает предложение. Доступного парка практически нет, и на спотовом рынке ставки для мелких партий полувагонов на типовой тележке (18-100 и ее аналогах) доходят до 1 500-1 700 руб./сутки.
|
|