Для отправки ваших публикаций, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Если Вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.


  1. Вход или регистрация
  1. Подписка

Вертикально-интергированные машиностроительные компании (ВИМК), или Почему что немцу хорошо, то русскому смерть
2 сентября 2016             

Автор: Андрей Шолохов, генеральный директор PTC Россия и СНГ
 
 
Вертикально-интергированные машиностроительные компании (ВИМК), или Почему что немцу хорошо, то русскому смертьНесколько лет назад, когда я только пришел работать в PTC, меня поразил один забавный факт: многие мои коллеги на Западе, работавшие с крупнейшими машиностроительными компаниями, такими как Airbus, John Deere, Volvo, Siemens и GE, часто понятия не имели, как зовут CIO или директора по ИТ. Их основным собеседником всегда был человек на должности VP of Engineering (как говорится в известном фильме, здесь "следует непереводимая игра слов"). Как же это разительно отличается от российской действительности! Здесь нам приходится общаться с массой ответственных и частично ответственных людей. Это говорит о каком-то изъяне в структуре бизнеса наших машиностроительных предприятий, особенно если сравнить успех продукции вышеперечисленных западных гигантов с успехом ее российских аналогов.

Проблему может решить модель вертикально интегрированной машиностроительной компании, о которой и пойдет речь в этой статье.
 

Берем пример с нефтяников

 
В русском языке уже утвердилось такое понятие, как ВИНК - вертикально интегрированная нефтяная компания. Все ВИНК объединяет общий признак: деятельность каждой из них охватывает полную цепочку производственного процесса (геологоразведку, добычу и переработку нефти, оптовый и розничный сбыт нефтепродуктов).
 
Нужно отметить, что разные виды бизнеса ВИНК сильно отличаются друг от друга. Именно успешная геологоразведка обеспечивает возможность среднесрочного и стратегического планирования работы ВИНК, но эта деятельность сопряжена с огромными рисками, так как ее результат - это в большинстве случаев информация о том, где нефти нет, нежели где она есть. Добыча и переработка нефти - гораздо более прогнозируемые процессы. К тому же в этом сегменте работают любимые клиенты поставщиков ERP и промышленной автоматизации производства. Есть свои сложности и в области сбыта, учитывая, что рынок нефти существенно зависит от государственного регулирования.
 
Именно правильная вертикальная интеграция позволяет нефтяным компаниям нивелировать риски, возникающие на стыках разноплановых бизнес-процессов, и при этом аккумулировать необходимые средства для точечного инвестирования в ту или иную область. Широкое распространение модели ВИНК как раз доказывает успешность принципа вертикальной интеграции, но не отказывает в праве на существование компаниям, которые специализируются на каком-то одном виде бизнеса, например геологоразведывательным компаниям или сетям заправочных станций.
 

Manufacturing Engineering - зачем нам это нужно

 
Успешные западные машиностроительные концерны – это тоже вертикально интегрированные компании, которые по аналогии можно назвать ВИМК, причем сходство между машиностроением и нефтяной отраслью гораздо большее, чем принято считать.
 
Аналогом геологоразведки и разработки нефтяного месторождения в машиностроении является как раз тот самый пресловутый Manufacturing Engineering. К сожалению, в русском языке просто нет устоявшегося термина для этого понятия, а дословный перевод крайне неоднозначен.
 
Цель геологоразведки в нефтяных компаниях - обеспечить будущую прибыль и увеличить долю компании на рынке с помощью последовательных процессов добычи, транспортировки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Цель Manufacturing Engineering в структуре ВИМК - обеспечить будущую прибыль и рыночную долю компании путем анализа конкурентной ситуации на фокусных рынках, формулирования требований к продукту (при соблюдении которых он будет успешен), а также конструкторской и технологической подготовки к его производству в соответствии с такими требованиями.
 
Следует отметить, что конструкторское бюро (в советской традиции) является только одной из частей процесса Manufacturing Engineering. VP of Engineering управляет рыночными аналитиками, юристами, конструкторами, программистами, логистами и технологами. Может показаться, что конечная цель такого бизнеса - технологическая карта для реального производства, но это лишь промежуточный результат. Успех VP of Engineering - это успех продукта на рынке, при этом все работы должны проходить в условиях временны́х и инвестиционных ограничений. Поэтому наиболее точным переводом должности VP of Engineering будет "вице-президент по эффективности (или успешности) продукта".
 
Аналогом добычи и переработки нефти в машиностроении является собственно производство или выпуск заданного количества копий продукта по заранее подготовленной технологической карте. Так же как и в нефтяной отрасли, это лакомый кусок для производителей ERP или систем промышленной автоматизации.
 

Разделяй и властвуй

 
Самое интересное, что многие западные машиностроительные концерны большую часть производства передают на аутсорс, часто оставляя себе только финальную сборку и концентрируясь исключительно на разработке продукции и ее сбыте. Именно это глобальное разделение труда, при котором "белые воротнички" живут в странах "золотого миллиарда", а "синие воротнички" концентрируются в странах ЮВА и прочих Турциях, дало повод некоторым говорить о наступлении постиндустриального общества.
 
Однако создание конкурентоспособного продукта, обладание интеллектуальной собственностью на него и развитие надежных каналов сбыта гораздо важнее процесса производства его копий. Особенно, когда можешь передать продукт надежным поставщикам, согласным работать в рамках заданного бюджета.
 

Тем временем в России

 
В современной российской промышленности все почему-то обстоит с точностью до наоборот. Практически всегда можно найти человека, который отвечает в компании за эффективность производства; очень часто формально есть человек с ограниченными функциями, который отвечает за сбыт. А вот ответственного за успешность продукции днем с огнем практически не сыскать, и именно поэтому большинство инвестиций идут не в продукт, как у ведущих конкурентов, а в производство. Вот только если у вас плохой, неконкурентоспособный продукт, то даже применение на предприятии роботов и "индустриального интернета вещей" не решит проблему.
 
Так называемые "вертикально интегрированные холдинги" в России часто на поверку оказываются компаниями горизонтально интегрированными, то есть "сборной солянкой" из конструкторских бюро и заводов. Причем каждый завод или бюро может самостоятельно участвовать в гособоронзаказе или программах Минпромторга. Естественно, все, что можно сделать для таких конгломератов, - централизовать закупки оборудования и ПО, да и то не всегда это получается.
 
Более того, развиваются государственные программы, например специнвестконтракты, которые позволяют западным машиностроителям открывать заводы в России, продукция которых при определенных условиях будет считаться российской (то есть доступной через государственные каналы сбыта). Но даже если 90% таких изделий по весу будет выпускаться в России, все равно интеллектуальная собственность, а значит и значительная часть прибыли ВИМК, останется за границей. Надежды на то, что таким образом мы подготовим своих промышленных специалистов, можно считать несколько завышенными.
 

Вектор на Manufacturing Engineering

 
Сейчас очень популярной стала тема "индустриального интернета вещей", "умного производства", и даже "четвертой промышленной революции". Надо понимать, что для властей Германии "Индустрия 4.0" - это попытка либо вернуть производство на родину, либо обеспечить высокий уровень качества изделий при большой конкуренции на рынке за грамотную рабочую силу. Но что в промышленности немцу хорошо, то современному русскому смерть.
 
Для того чтобы российское машиностроение не только сохранилось, но и сделало уверенный шаг вперед ко "второй индустриализации", нам нужно в первую очередь перейти на модель вертикально интегрированной машиностроительной компании (ВИМК). В рамках каждого предприятия должна быть организована структура для создания успешных на рынке продуктов (тот самый бизнес Manufacturing Engineering) со своим бюджетом, правами и обязанностями, а также нужно использовать намного более серьезный подход к организации сбыта. Именно тогда наше машиностроение сможет успешно конкурировать с западными концернами, как это в конце концов произошло в нефтяной отрасли.

Обсудить статью на Форуме Машиностроителей






Комментариев пока нет
{c_navigation}

Написать комментарий

Другие публикации по теме





Автоматизация промышленных предприятий Автоматизация промышленных предприятий
Диспетчеризация производства, идентификация и прослеживаемость, управление КПЭ (KPI)...
(495) 662-43-70
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси). Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Промышленное оборудование и инструмент
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Chicago Pneumatic (Чикаго Пневматик), Fuji (Фуджи), Desoutter, Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси), Korloy (Корлой), Seco tools, SGS tools, Onsrud, Fette, Guhring и пр. Оборудование для маркировки. Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Фаскосниматели (фаскорезы, кромкорезы), ручные фрезеры по металлу. Пневмодвигатели (пневматические двигатели, пневмомоторы).
(495) 668-13-58
ИРОК-2М. Купить. Инструкция.
Инструмент ИРОК-2М от производителя. Купить. Скачать инструкцию и другие документы. Прочий электромонтажный инструмент и электрокомпоненты.
(495) 668-13-58 доб. 4
Реклама на сайте и-Маш Реклама на сайте и-Маш      
pr()i-mash.ru