Томские ученые проверят наличие радиационных выбросов на Белоярской АЭС
2 июня 2017

Томские ученые проверят наличие радиационных выбросов на Белоярской АЭСУченые томского Института оптики атмосферы (ИОА СО РАН) готовятся испытать на Белоярской АЭС разработанный ими комплекс, способный в режиме реального времени обнаружить признаки радиоактивности на расстоянии до 70 километров. Об этом сообщает Региональный инновационный портал Томской области "ИНО Томск".

"Идея заключается в том, чтобы использовать "маркеры" радиоактивности, - объясняет сотрудник института Геннадий Колотков. - АЭС в основном выбрасывают в атмосферу бета-радионуклиды, при распаде которых появляются высокоэнергетичные электроны. Они, в свою очередь, распространяясь в атмосфере приводят к появлению нетипичных атомов и молекул - атомарного водорода и гидроксила, которые излучают в радиодиапазоне. Обнаружив такое излучение, мы можем утверждать, что в выбросах есть радиоактивные элементы".

Радиометрический комплекс представляет собой параболическую антенну диаметром 1,5-2 метра. Его можно установить, например, на крыше здания на расстоянии до 60-70 км от источника загрязнения.

"Сейчас в России на предприятиях атомной промышленности используются автоматизированные системы контроля радиационной обстановки - АСКРО. Датчики АСКРО расположены в 30-километровой зоне и преимущественно невысоко над землей, поэтому они измеряют только осадочную концентрацию. Если же во время аварии происходит "хлопок", и радиоактивное облако выбрасывается высоко в атмосферу, система уже не сможет измерить уровень радиации", - говорит Геннадий Колотков.

Кроме того, в штатном режиме информация с датчиков АСКРО поступает сначала на пульт оператора, а через час, который уходит на обработку, становится уже неактуальной, более того, эта система позволяет определять концентрации в исследуемой среде лишь отдельных радионуклидов и весьма зависима от метеоусловий. Радиометрический Комплекс ИОА делает измерения в режиме реального времени.

"Если установить несколько антенн, мы также сможем определить объем, пространственную структуру и пути распространения выброса", - добавляет разработчик.

Геннадий Колотков начал работать над проектом около десяти лет назад, теоретически обосновав возможность использования атомарного водорода и гидроксида как "маркеров" радиационной активности. В 2016 году ученый получил грант РФФИ, на средства которого в Томске к осени этого года изготовят сам комплекс. Испытывать его разработчики планируют на Белоярской АЭС с реакторами на быстрых нейтронах - работающий по такому же принципу опытно-демонстрационный энергокомплекс реакторной установки строят сейчас в закрытом городе Северске под Томском. Предполагается, что радиациоактивных выбросов такая АЭС практически не дает.

"Наша система хороша для контролирующих организаций, в том числе негосударственных, - отметил Геннадий Колотков. - Вокруг любой АЭС есть зона, для доступа в которую нужны разрешения, а мы можем установить антенну на большом расстоянии".

Он также уточнил, что сама антенна не излучает - только принимает радио сигнал.