Для отправки ваших публикаций, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Если Вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.



  1. Вход или регистрация
  1. Подписка

РКК "Энергия" создает опытный образец "Федерации"
28 марта 2017             

altВ 2017 году РКК "Энергия" приступает к созданию опытного образца космического корабля нового поколения "Федерация".
 
"Федерация" должна появиться через несколько лет, а на сегодняшний день только российский корабль "Союз" является единственным способом доставки космонавтов и астронавтов на Международную космическую станцию.
 
В США параллельно создают три пилотируемых космических корабля: Orion от Lockheed Martin, Dragon компании SpaceX и Starliner корпорации Boeing.
 
В командном отсеке "Федерации" разместятся рабочие места экипажа: два кресла, ручка управления движением и ориентацией, сенсорные мониторы. Остальное место займут зоны для размещения грузов, зона санитарно-гигиенического обеспечения и другие функциональные зоны.
 

Второе рабочее место на "Федерации" должно полностью дублировать функции рабочего места пилота. В частности, специалисты РКК "Энергия" советовались с опытными летчиками-испытателями, имеющими опыт управления самолетами с помощью side-stick (боковая ручка управления вместо штурвала или центральной ручки; устанавливается, например, на авиалайнерах марки Airbus и Sukhoi Superjet, используется также на военных самолетах. - Прим. ТАСС). Они подтвердили, что смена руки значения не имеет.

 

В самом начале развития концепции подобного управления в РКК "Энергия" провели оценку с космонавтами в ЦПК, демонстрировали ручку управления движением и ориентацией, проводили тестирование. Большинство справились с управлением на отлично.Изначально предполагалось, что лучше с управлением справятся молодые космонавты, которые еще не довели до автоматизма работу с органами управления "Союза", но с задачей лучше справились "ветераны", за плечами которых не один полет. Для них оказалось совершенно неважно, каким способом они управляют, в их голове есть образ полета.


Изначально в каибну собирались поставить пять мониторов: основной экран общий и по два для командира и для второго члена экипажа. Позже решили, что у каждого должно быть по одному монитору и один общий для дополнительной информации. Все они будут сенсорными.

 

У коллег из США, разрабатывающих Orion, тоже три монитора. А вот Boeing, создающий Starliner, пошел по близкой к авиационной схеме: у них установлено два монитора и большое количество физических органов управления - тумблеров, переключателей, клавиш. Плюс к этому планшетные компьютеры.

 

В "Федерации" реализована обратная связь даже в перчатках скафандра. Для наших экранов годятся любые перчатки, и нет необходимости делать на их пальцах сенсорные вставки. Эти экраны были созданы для условий вакуума и перепада давлений, как при выходе в открытый космос.

 

У нас будет реализовано полностью цифровое управление за счет бортовой вычислительной сети. Бортовая вычислительная система "Федерации" имеет глубокое резервирование, поэтому отказ вычислительной сети - что-то немыслимое. На борту будет всего несколько физических клавиш - по унаследованной от "Союза" традиции мы их называем кнопками "особо важных команд", - чтобы включить резервное питание и восстановить работу бортовых компьютеров.


Человек не будет исключен из контура управления, иначе в нужный момент он просто не сможет его подхватить. На корабле будет реализована идеология "активного оператора": процесс автоматического управления происходит под контролем экипажа, система информирует людей обо всем происходящем, делает запросы на выполнение задач. То есть функция пилота - постановка задач, перенацеливание и оперативное реагирование на изменение ситуации, все остальные операции корабль будет выполнять в автоматическом режиме.


Ручной режим управления в данном корабле предусмотрен по большей части не на случай отказа алгоритмов, а для выполнения задач, не заложенных в алгоритмах автомата.

 

Что касается человеко-машинного интерфейса, то сейчас он находится на этапе формирования исходных данных для разработчиков программного обеспечения.

 

Создан стенд эргономической отработки, чтобы разрабатывать и отрабатывать интерфейс "человек-машина". Представление информации и управление стараемся организовать таким образом, чтобы снизить требования к объему подготовки экипажа, по максимуму применять образное представление, использовать не цифры или буквы, а символы. Если есть возможность использовать словесное обозначение, оно должно быть на русском языке, а не на птичьем.


Космический корабль создается для оптимального выполнения функции космического полета, и "поиграться" с дизайном, как в пассажирском самолете, не всегда получится.


Объем консультаций с внешними специалистами, а космонавты "Центра подготовки космонавтов" прописан в документации по разработке корабля. "Центру подготовки космонавтов" предлагались разные схемы вовлечения членов отряда космонавтов в работу над новым кораблем, поскольку сейчас, по сути, они исключены из этого процесса. Люди, которые своими руками создавали корабль, сами должны его испытывать и сдавать заказчику в лице "Роскосмоса".

 

SpaceX и Boeing намерены проводить первые полеты со своими испытателями на борту.


Orion, единственный корабль, с которым можно сравнивать "Федерацию", потому что он тоже предназначен для полетов на Луну. Все сравнения с Dragon, Starliner другими кораблями неправомерны, так как они для низкой околоземной орбиты.


по материалам интервью ТАСС начальника летно-испытательного отдела "Энергии" Марка Серова

Обсудить новость на Форуме Машиностроителей     








Все комментарии
Написать комментарий
Комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей:


DDD 
Так уже приступило или приступает? Внесите ясность. Деньги уже дали и их нужно освоить? Тогда всё ясно: начинаем делать оптимистичные заявления и придумывать работы для сметы.

Написать комментарий как пользователь ВКОНТАКТЕ:


Написать комментарий как пользователь FACEBOOK:

Самое обсуждаемое за последнее время

Другие публикации по теме





Автоматизация промышленных предприятий Автоматизация промышленных предприятий
Диспетчеризация производства, идентификация и прослеживаемость, управление КПЭ (KPI)...
(495) 662-43-70
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси). Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Промышленное оборудование и инструмент
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Chicago Pneumatic (Чикаго Пневматик), Fuji (Фуджи), Desoutter, Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси), Korloy (Корлой), Seco tools, SGS tools, Onsrud, Fette, Guhring и пр. Оборудование для маркировки. Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Фаскосниматели (фаскорезы, кромкорезы), ручные фрезеры по металлу. Пневмодвигатели (пневматические двигатели, пневмомоторы).
(495) 668-13-58
ИРОК-2М. Купить. Инструкция.
Инструмент ИРОК-2М от производителя. Купить. Скачать инструкцию и другие документы. Прочий электромонтажный инструмент и электрокомпоненты.
(495) 668-13-58 доб. 4
Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ:
Шприц-машина для восковых моделей
Бойлерклав
Установка отделения керамики
Пескосып и смеситель
+ 86 152 532 57083