Для отправки ваших публикаций, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Если Вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.



  1. Вход или регистрация
  1. Подписка

Что происходит с проектом "Булава"?
5 июля 2016             

altПереход на Тихоокеанский флот (ТОФ) нового ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "Владимир Мономах" вновь отложен до конца 2016 года.
 
Причина задержки - неспособность главного оружия крейсера, ракеты "Булава", гарантированно поразить цель. Производитель "Булавы" тот же, что и у "Тополей" и "Ярсов", у которых с поражением цели всё в порядке. Однако разработчик  "Булавы" - "Московский институт теплотехники" (МИТ), продолжает винить производителя.
 
Для сухопутных ракет используется транспортно-пусковой контейнер (ТПК), в котором ракета доставляется до места старта.Морские ракеты загружались в шахту подводной лодки без ТПК, его роль играла шахта. Так было до тех пор, пока не появилась "Булава". Для нее реализовали особую схему: в шахту начали грузить ракету, находящуюся в ТПК.
 
Для сохранения диаметра ракеты разработчик предусмотрел зазор между внутренней стенкой контейнера и ракетой в несколько раз меньше зазора между внутренней стенкой шахты и ракетой, который определяется размещением горизонтальной амортизации, необходимой для обеспечения сохранности ракеты при подводных взрывах на безопасном для лодки расстоянии.
 
Для "Булавы" эта задача решается амортизацией, размещенной в зазоре между транспортно-пусковым контейнером и шахтой. Поэтому зазор между ракетой и контейнером действительно может быть меньше. Но он должен быть достаточным для погрузки ракеты в транспортно-пусковой контейнер и для безопасного старта ракеты. 
 
При изготовлении рабочего чертежа конструктор указывает не только какой-либо линейный размер детали, но и допуск на этот размер (плюс/минус). Допуски определяются в основном точностными характеристиками заводских станков, прессов и другого оборудования. По этой причине они никогда не бывают нулевыми. Контролируются эти размеры контрольными приспособлениями. Если размер в допуске, то деталь проходит контроль. Здесь же надо отметить, что контрольные приспособления сами имеют погрешности.
 
Намного сложнее с определением размеров сборочных единиц. Их размеры и допуски на эти размеры определяются расчетами по сложным методикам размерных цепочек и уже являются вероятностными величинами. Как это влияет на внутренний диаметр транспортно-пускового контейнера и наружный диаметр ракеты? Контейнер изготавливается на гибочном стане с последующей сваркой по продольному шву. Оболочка ступени ракеты - это кокон, который какой-либо механической обработке по наружному диаметру не подвергается. Понятно, что с учетом таких технологий производства допуски на эти диаметры будут далеки от нулевых. И их тяжело контролировать, учитывая длину контейнера и ракеты. Плюс к этому неизбежны искривления контейнера и ракеты как по длине, так и по окружности. Кроме того, имеют место быть неперпендикулярность стыковочных поверхностей ступеней к теоретической оси ракеты и температурные изменения размерных параметров ракеты и транспортно-пускового контейнера из-за перепада температуры в шахте подводной лодки.
 
Таким образом, ракета представляет собой членисто-составной объект с отклонением по всем оговоренным выше измерениям, который размещается и стартует из транспортно-пускового контейнера, тоже не являющегося идеальным цилиндром. При этом большинство из значимых размеров не поддаются прямым измерениям, а являются расчетными и вероятностными.
 
Единственным, по существу, критерием совместимости ракеты и контейнера является факт: "залезла" ракета в ТПК или нет... Но затягивается ракета в контейнер с малыми скоростями. При старте скорость движения ракеты в контейнере весьма высокая, и все изгибы ракеты сопровождаются высокими поперечными перегрузками. При этом они не постоянны по длине ракеты и увеличиваются на тех участках, где возрастает степень деформации. Если на каких-то участках поперечная перегрузка превосходит допустимую, отдельные узлы ракеты, расположенные на этих участках, имеют право выйти из строя.
 
Таким образом, в этой модели можно объяснить, почему отказы случаются в различных узлах ракеты "Булава" и практически не повторяются. Но иногда ракета летит. Очевидно, что в этом случае выбранный зазор между транспортно-пусковым контейнером и ракетой оказался соизмерим с технологическими допусками.
 
Сейчас настала необходимость пересмотреть проект:
  • выбросить транспортно-пусковой контейнер из шахты,
  • начать проектирование ракеты с нуля.
 
Возврат к проекту "Булава-45", предложенному в начале 2000-х годов. Если контейнер оставлять, то надо увеличивать зазор за счет уменьшения диаметра ракеты. 
Можно рассмотреть варианты с увеличением диаметра ракетных шахт, но уже имеются изготовленные подводные лодки. Потребуется также перепроектировать транспортно-пусковой контейнер и отработать способ старта.
 
В любом случае проектировать ракету надо с нуля: "Булава-М", разработка которой уже ведется, удастся ли она осталось чуть-чуть подождать. 

по материалам издания "Независимое военное обозрение"

Обсудить новость на Форуме Машиностроителей     








Все комментарии
Написать комментарий
Комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей:


ingener71 
проблема явно есть. вот только сомневаюсь, что проблема описанная тут. Ведь скорее всего опять это домыслы журналистов, потому как вряд ли кто-то: производитель или разработчик откроет в чем затык, и даже около эту проблему не будет обсуждать ибо военная тайна.
DDD 
Что-то не очень верится в эти допуски, думаю дело в чем-то ещё. "Воевода" с аналогичными ТПК стартует без проблем.
 
Dimon012 
Re:
Нет, очевидно есть проблема, поясню: подводная лодка пускает ракеты с относительно небольшой глубины (на большой глубине их просто раздавит давлением), при этом она не должна уходить глубже или всплывать на поверхность, а при пуске ракеты подводная лодка резко теряет массу, в таком случае стабилизировать лодку можно только динамическими средствами управления, а именно рулями глубины. Рули глубины начинают эффективно работать на определенной и отнюдь не маленькой скорости.
Теперь смотрим ракета из шахты выходит перпендикулярно направлению движения лодки, следовательно на ее корпус воздействуют приличные гидродинамические силы, которые стремятся заклинить ракету в шахте, а то и переломить посередине. Думаю в этом проблема, т.к. в береговых условиях таких сил просто не существует.
 
DDD 
Re: Re:
Может быть. Я говорю о том, что проблема не просто в допусках каких-то, не всё так просто. А ракету разве не с поверхности запускают? Какие там тогда гидро- силы?
 
Dimon012 
Re: Re: Re:
https://topwar.ru/87794-pusk-mbr-sineva-iz-barenceva-morya-video.html
http://wikibit.me/video/WZub7adoU1k
http://www.arms-expo.ru/news/weapons_in_the_world/143-y-ispytatel-nyy-pusk-brpl-
traydent-2-d5-proshel-uspeshno06-11-2012-08-39-00/
Всплывшая подводная лодка демаскирует себя, поэтому запуск производят из под воды.
Dimon012 
Че за дурь! Зачем нам тут рассказывают что такое допуски и посадки, для чего они нужны и как их делают?
Для подводной лодки добавить 10-20 мм диаметра (а то и до 100мм) на каждый контейнер вполне можно, правда эти размеры нужно оговаривать заранее, до начала проектирования, а после постройки поезд ушел.
Возможно нестыковка в стандартах, потому что для судостроения свои допуски на размеры деталей более 10 метров.
Поэтому финтят что-то изготовители, причем и те и другие, пытаются друг на друга вину переложить.
 
Carbon 
Re:
Согласен полностью. Действительно, то что хорошо были изготовлены ракеты для запуска в воздух, вовсе не значит что ракеты для подлодок выполнены по стандартам.

Написать комментарий как пользователь ВКОНТАКТЕ:


Написать комментарий как пользователь FACEBOOK:

Самое обсуждаемое за последнее время

    Другие публикации по теме





    Автоматизация промышленных предприятий Автоматизация промышленных предприятий
    Диспетчеризация производства, идентификация и прослеживаемость, управление КПЭ (KPI)...
    (495) 662-43-70
    Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси). Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Промышленное оборудование и инструмент
    Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Chicago Pneumatic (Чикаго Пневматик), Fuji (Фуджи), Desoutter, Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси), Korloy (Корлой), Seco tools, SGS tools, Onsrud, Fette, Guhring и пр. Оборудование для маркировки. Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Фаскосниматели (фаскорезы, кромкорезы), ручные фрезеры по металлу. Пневмодвигатели (пневматические двигатели, пневмомоторы).
    (495) 668-13-58
    ИРОК-2М. Купить. Инструкция.
    Инструмент ИРОК-2М от производителя. Купить. Скачать инструкцию и другие документы. Прочий электромонтажный инструмент и электрокомпоненты.
    (495) 668-13-58 доб. 4
    Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ:
    Шприц-машина для восковых моделей
    Бойлерклав
    Установка отделения керамики
    Пескосып и смеситель
    + 86 152 532 57083