
Государство должно сформировать консолидированный госзаказ для российских предприятий микроэлектроники, заявил президент РФ Владимир Путин.
"При этом подчеркну, что усилия государства и бизнеса должны быть направлены на становление микроэлектроники - самостоятельного, самодостаточного, коммерческого и привлекательного с точки зрения рынка, для инвестиций сектора российской экономики. Для этого, прежде всего, необходим консолидированный стартовый заказ, о котором я только что сказал. На долгий срок гарантирующий развитие отрасли", - сказал Путин.
"Речь идет о спросе со стороны государства на поставки микроэлектронной промышленности и продукции в банковский сектор, здравоохранение, транспорт, связь, а также для оборота регистрационных документов, то есть по тем направлениям, где госорганы выступают регулятором и способны предъявить высокий спрос", - подчеркнул глава государства.
Российская микроэлектронная промышленность..., кто только в нее не бросал камни. Однако эта самая микроэлектронная промышленность в России есть. Разработка современного процессора - длинный и сложный процесс. На данный момент на мировом рынке существует три лидера - Intel x86, ARM и MIPS. Первая уже не одно десятилетие доминирует в настольных ПК и ноутбуках, а две оставшиеся нашли свое призвание в мобильных устройствах и встраиваемых промышленных компьютерах.
На рынок ПК среди разрабатываемых сейчас российских процессоров претендуют только "Эльбрусы" (компании МЦСТ), но и они очень сильно отличаются от привычных пользователям процессоров архитектуры x86. Основное назначение "Эльбрусов" - это работа в компьютерах на промышленных и государственных объектах, то есть там, где Windows и Microsoft Office стараются не использовать в любом случае, а потому совместимость с этим ПО не является критичным моментом. Baikal-T1 (компании "Байкал Электроникс") и вовсе предназначен для сетевого оборудования и систем автоматизации.
Что же тормозит отечественную микроэлетронику? Во-первых, на данный момент в России нет современного полупроводникового производства, а потому выпускаются отечественные процессоры, как правило, на мощностях тайваньской TSMC - одного из крупнейших производителей чипов в мире, не занимающегося собственной разработкой микросхем, а лишь предоставляющего услуги по их выпуску. Во-вторых, многие из процессоров построены на базе архитектуры и ядер, разработанных западными компаниями - например, Baikal-T1 использует ядро MIPS P5600. При этом необходимо признать, что производство самих чипов в России хоть и присутствует, но по своим возможностям радикально отстает от зарубежных мощностей.
Свое мнение по проблеме микроэлектроники высказали представители российских компаний-разработчиков:
- Константин Трушкин, представитель компании МЦСТ, видит препятствие в малой серийности изделий и ограниченной поддержке со стороны ПО.
- Дмитрий Пустов, сотрудник компании КМ211, во многом соглашается с Трушкиным, также считая, что основное препятствие для российских разработчиков — ориентация на мелкосерийное производство вместо массового рынка, в том числе и зарубежного.
- Андрей Малафеев, работающий в "Байкал Электроникс", также поддерживает точку зрения о необходимости выхода на мировой рынок - по его словам, производство современной микроэлектроники просто невозможно замкнуть в одной стране.
- В Imagination Technologies дополняют, что для успеха российских разработчиков ключевым является не только факт выхода на мировой рынок, но и подготовка квалифицированных кадров в России. По словам Тони Кинг-Смита, пока в России всего несколько университетов преподают полноценные курсы по разработке интегральных схем, в то время как эти знания должны быть доступны во всех вузах, готовящих специалистов по информатике.
Очевидно, что до безоблачного существования разработчикам российских процессоров пока далеко: большинство из них лишь в начале пути, выпускают продукцию небольшими партиями для госсектора или под узкоспециализированные коммерческие проекты. Однако в последнее время заметен рост числа компаний, работающих в этой отрасли.