Для отправки ваших публикаций, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Если Вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.



  1. Вход или регистрация
  1. Подписка

"Роскосмос" отказывается от тяжелой ракеты
21 сентября 2015             

altМинфин при согласовании Федеральной космической программы выдвинул "Роскосмосу" требования по сокращению расходов.
 
Вместо запланированных изначально 2,4 трлн руб. "Роскосмос" должен привести расходы к сумме 1,8 трлн. руб., пишет "Ъ" со ссылкой на источники. В результате сокращений будут ликвидированы проекты:
  • сверхтяжелой ракеты стоимостью порядка 215 млрд руб.,
  • создание собственной орбитальной станции взамен МКС уже в 2017-2019 годах.
Правда у станции есть надежда, что проект просто отодвинут до 2023 года. В октябре-ноябре согласованный со всеми заинтересованными органами вариант ФКП-2025 должен оказаться в правительстве на утверждении.
 
История с созданием сверхтяжелого носителя в России началась весной 2013 года. Первые идеи и предложения прозвучали в 2012 году, тогда по решению тогдашнего главы "Роскосмоса" В. Поповкина было изменено техзадание на перспективный пилотируемый корабль, разрабатываемый в РКК "Энергия".
 
В марте 2013 года "Роскосмос" направил запрос в большую тройку: "Центр им. Хруничева", РКК "Энергия", ЦСКБ "Прогресс", с просьбой предложить свои концепции такой ракеты.
 
В итоге должна была получиться ракета грузоподъемностью 75-85 тонн с возможностью доработки до более тяжелого варианта в 140 тонн.
 
В день космонавтики 12 февраля 2013 года планы создания сверхтяжелого носителя были озвучены официально. Осенью 2013 года новый глава "Роскосмоса" Остапенко в начале ноября распорядился создать рабочую группу, которая должна была определиться с обликом сверхтяжелой ракеты-носителя до середины декабря 2013 года.
 
Однако, ни к какому решению рабочая группа Остапенко не пришла: "новые" идеи о сверхтяжелой ракете повторяли те же, которые высказывались до прихода Остапенко.
 
Глава Роскосмоса Олег Остапенко пообещал 14 апреля 2014 года, что сверхтяжелая ракета первого этапа будет прописана в новой Федеральной программе финансирования космонавтики на период 2016-2025 годов.
 
В течение августа 2014 года в прессе публиковались выдержки из проекта Федеральной космической программы на 2016-2025 годы: разработку сверхтяжелой ракеты-носителя "Роскосмос" запросил из федерального бюджета 214,6 млрд рублей, однако первые полеты планировались только в 2028-2030 году, т.е. не в период действия ФКП. После внезапной реформы "Роскосмоса" и начавшегося пересмотра всех планов вероятность включения сверхтяжелого носителя в новую Федеральную космическую программу стала очень и очень мала. 12 марта 2015 года научно-технический совет "Роскосмоса" рекомендовал не заниматься проектированием сверхтяжелой ракеты как минимум до 2020 года.
 
Итак проекты того от чего отказались: 
  • РКЦ "Прогресс" предлагало сделать ставку на двигатели, работающие на сжиженном природном газе. Считается, что они способны обеспечить более высокий удельный импульс, чем керосиновые двигатели (однако ниже, чем у водородных), и, при этом, относительно простые в обслуживании. Двигатель РД-0164 с тягой более 250 т на уровне моря (по некоторым данным 315 т), которые предполагается разработать в КБХА на базе РД-0162 (тяга около 200 т), сможет вывести на низкую орбиту Земли 80 тонн полезного груза. Он состоит из большого центрального блока и восьми боковых ускорителей диаметром 3,6 м высотой 30 м. Увеличение грузоподъемности до 130 на втором этапе предполагается за счет добавления третьей ступени. Линейка носителей с удлиненными боковыми ускорителями диаметром 3,4 м (диаметр центрального блока остается равен 7,7 м), может быть как керосиновой, так и твердотопливной (грузоподъемность ракеты первого этапа с четырьмя ускорителями составит 86 тонн). На втором этапе добавление водородной верхней ступени увеличит полезную нагрузку до 129 тонн, а с шестью ускорителями ракета сможет поднять на орбиту 159 тонн груза. Недостаток - рискованная ставка на пока еще не созданные двигатели, использующие, к тому же, не освоенное газовое топливо.
  •  
  • РКК "Энергия" предложило ракету "Энергия-5К", которая использует имеющиеся керосиновые двигатели семейства РД-170 и освоенный в прошлом для ракет "Зенит" диаметр баков 4,1 м. По компоновке предложенная ракета напоминает масштабно увеличенную версию "Ангары-А5", т. е. она имеет одинаковый диаметр центрального и четырех боковых блоков. Компонуя по одному, три и пять таких модулей, можно будет получить ракеты-носители грузоподъемностью 16, 36 и 75 т соответственно. Установка водородной верхней ступени позволит поднять верхнюю планку полезной нагрузки до 93-95 т. Недостатком - отсутствует потенциал для увеличения грузоподъемности на втором этапе модернизации.
  •  
  • ЦНИИМаш и "Роскосмос" предполагали широкое использование технологий, разработанных для советской ракеты "Энергия": мощного водородного центрального блока; ракету из связки больших керосиновых модулей, сделанных по аналогии с ракетой "Зенит". Ракета-носитель первого этапа должна иметь грузоподъемность 80 тонн на низкую орбиту Земли при пуске с космодрома "Восточный". Ракета второго этапа должна иметь грузоподъемность 100-160 тонн. 4 июня 2014 года первый заместитель руководителя ФКА Александр Николаевич Иванов на круглом столе МГУ и Роскосмоса упомянул, что диаметр центрального блока сверхтяжелой ракеты будет не менее 7 метров. Это может означать, что принято принципиальное решение использовать в ракете кислородно-водородные двигатели. Таким образом, проект очень сильно приближается к виду советской "Энергии" - по мнению некоторых специалистов, значительно сильнее, чем следовало бы. 
 
Итого: тему создания ракеты-носителя сверхтяжелого класса в России можно считать закрытой на долгое время.

и-Маш. Ресурс Машиностроения.

Обсудить новость на Форуме Машиностроителей     








Все комментарии
Написать комментарий
Комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей:


Ural Avia 
Сейчас новость прочитал. Роскосмос отказвается от тяжёлой ракеты, а ОРКК собирается на Луну лететь. Просто умиляет чесслово...
 
maTross 
Re:
Это называется - вот что бывает, когда нет порядка в отрасли.
bauman 
тут скорее не роскосмос отказывается, а просто он внятный проект представить не смог а под лабуду денег сказали не дадут.
prohor 
лучше бы они себе з/п урезали, глядишь сразу бы и выполнились указания Минфина
Ural Avia 
Вот тебе на! Орали-кричали, что Луна уже вот, наша, а как всегда про...ли всё. Пора линчевать жульё в госструктурах!
maTross 
А Роскосмос как денег не получает сразу все урезает, а спрашивается куда идут деньги от пилотируемых полетов с астронавтами, привыкли мерить миллиардами, крутиться надо. а не на дотации государства сидеть!

Написать комментарий как пользователь ВКОНТАКТЕ:


Написать комментарий как пользователь FACEBOOK:

Самое обсуждаемое за последнее время

    Другие публикации по теме





    Автоматизация промышленных предприятий Автоматизация промышленных предприятий
    Диспетчеризация производства, идентификация и прослеживаемость, управление КПЭ (KPI)...
    (495) 662-43-70
    Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси). Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Промышленное оборудование и инструмент
    Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Chicago Pneumatic (Чикаго Пневматик), Fuji (Фуджи), Desoutter, Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси), Korloy (Корлой), Seco tools, SGS tools, Onsrud, Fette, Guhring и пр. Оборудование для маркировки. Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Фаскосниматели (фаскорезы, кромкорезы), ручные фрезеры по металлу. Пневмодвигатели (пневматические двигатели, пневмомоторы).
    (495) 668-13-58
    ИРОК-2М. Купить. Инструкция.
    Инструмент ИРОК-2М от производителя. Купить. Скачать инструкцию и другие документы. Прочий электромонтажный инструмент и электрокомпоненты.
    (495) 668-13-58 доб. 4
    Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ:
    Шприц-машина для восковых моделей
    Бойлерклав
    Установка отделения керамики
    Пескосып и смеситель
    + 86 152 532 57083