Для отправки ваших публикаций, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Если Вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.



  1. Вход или регистрация
  1. Подписка

Подведены итоги первого года реформирования науки
6 ноября 2014             

altПредставители научного сообщества, законодательных и исполнительных органов власти подвели итоги первого года действия Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (№ 253-ФЗ).

 

Итоги были подведены в ходе круглого стола, прошедшего в Совете Федерации накануне длинных выходных. Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации, по словам его первого заместителя Виктора Косоурова, ведёт мониторинг практики применения этого закона, т.е. разработки и внесения в правительство проектов нормативных актов. Неурегулированные вопросы, касающиеся, прежде всего обеспечения реализации функций Российской академии наук, выносятся на межведомственную рабочую группу, в которую входят сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители академического сообщества, Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства научных организаций.

 

Позицию Российской академии наук изложил президент РАН Владимир Фортов. Первый, годичный, этап реформы - объединения трёх государственных академий, становления ФАНО, передачи в его ведение имущества и собственности академических институтов - был, по его словам, "чётко детерминированным" и прошёл под девизом: "Надо сделать так, чтобы учёные не почувствовали перемен". У второго этапа, в ходе которого должно выкристаллизоваться "понимание, где есть компетенция Российской академии наук и компетенция ФАНО", по мнению президента РАН, "нет чётких сроков и задач".

 

"Реформу ради реформы мы делать не должны. Мы должны добиваться реальных сдвигов в обеспечении научной работы", - сказал Владимир Фортов. Сделать это, по его мнению, нелегко, поскольку проводимые преобразования упираются "в процент внутреннего валового продукта, который страна выделяет на науку".

 

В 2013 году доля внутренних затрат на исследования и разработки составляла 1,14% ВВП. В Указе Президента России № 599 от 7 мая 2012 года поставлена задача довести этот показатель до 1,77% к 2015 году. Выполнить эту задачу можно, лишь структурно изменив сам сектор исследований и разработок, обеспечив возможность увеличения внебюджетной части его финансирования в 3-3,5 раза, считает заместитель Министра образования и науки РФ Людмила Огородова.

 

Результатом реализации закона № 253-ФЗ стало, по её словам, расширение функций Российской академии наук, которая "получила доступ к экспертизе, координации и формулировке предложений по приоритетам развития всего сектора фундаментальных и поисковых исследований". Для выполнения этих функций, в том числе экспертизы научных и научно-технических результатов, Минобрнауки России предоставляет РАН полный доступ к федеральной базе НИОКТР и РИД гражданского назначения, а Роспатент - к реестру результатов военного, двойного и специального назначения (соответствующее Постановление Правительства готовится к утверждению).

 

С созданием Российского научного фонда увеличено бюджетное финансирование науки. Фонды наряду с РАН принимают участие в формировании предложений по приоритетным направлениям развития науки и их реализации. "Таким образом, и Программа фундаментальных исследований Российской академии наук становится инструментом реформирования фундаментальной науки", - уточнила Людмила Огородова. Она сделала акцент на том, что реформа РАН проходит в рамках реформы всей российской науки - впервые разрабатываются и запускаются инструменты и механизмы, которые позволят сформировать национальную научно-технологическую систему.

 

Одним из таких инструментов стала межведомственная система мониторинга и оценки результативности научных организаций. С её помощью можно в онлайн-режиме оценивать число исследователей, совокупный доход, участие в подготовке кадров, внебюджетные доходы, количество публикаций и РИД. Пока, свои данные в электронную базу ввели 1300 научных организаций разного ведомственного подчинения - немногим более половины от их общего числа; до конца года картина будет более полной. Однако уже сейчас заметно, что эффективность работы подведомственных организаций различных министерств и агентств существенно отличается.

 

Активность научных организаций, ранее подведомственных РАН, РАСХН, РАМН за минувший с принятия закона № 253-ФЗ год, по информации замминистра, выросла, при этом "негативный тренд" снижения активности, наблюдавшийся с 2011 года преодолён. Аналогичная картина и по первому конкурсу Российского научного фонда, большинство победителей которого - научные организации ФАНО. При увеличении абсолютного числа публикаций российских учёных темпы их роста в 7,4% пока недостаточны для доведения доли России в мировом потоке публикаций (журналах, индексируемых в базе данных WEB of Science) до 2,44% к 2015 году. Число учтённых результатов интеллектуальной деятельности в допатеных формах всего за год, с 2012-го по 2013-й, выросло двое.

 

Некоторыми цифрами поделился и руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Всего в ведении ФАНО 1010 организаций с численностью работников 141394 человек, в том числе:

732 научные организации (20% от их общего числа в России), в которых работает 48818 научных сотрудников (50% от общей численности). 32,5% из них - молодые учёные.

Средний возраст исследователей составляет 50 лет. За 2010-2014годы учёными РАН/ФАНО опубликовано 156782 статей (60% публикационного потока России), которые процитированы 262981 раз.

Материально-техническую базу научных организаций ФАНО характеризует, например, то, что 42% приборов и оборудования старше 5 лет, 10,3% - старше 20 лет.

В распоряжении ФАНО - 15% расходов федерального бюджета, идущих на финансирование всей научной деятельности. "Общий объём средств, уже сегодня переданный в институты, превышает 101 миллиард рублей", - сообщил руководитель агентства, уточнив, что бюджет ФАНО при его утверждении составлял чуть более 91 миллиарда рублей, а сейчас он уже превысил 108 миллиардов. В проект федерального бюджета на 2015-2017 годы заложено увеличение объёма финансирования на 18 миллиардов рублей, из которых почти 15 миллиардов пойдут на проведение прикладных научных исследований.

 

"За прошедший год была в значительной степени сформирована правовая основа деятельности Федерального агентства научных организаций как органа исполнительной власти", - доложил Михаил Котюков. Сейчас завершается работа по утверждению уставов подведомственных организаций в новой редакции, равно как и по оформлению трудовых договоров, которые ранее имели не все директора научных институтов. Также начинается аттестация и выборы руководителей подведомственных ФАНО организаций.

 

Результаты конкурса по распределению контрольных цифр приёма в аспирантуру научных институтов отличаются положительной динамикой: 2078 на 2015 год против 1677 в 2014 году. В настоящее время обсуждается возможность участия в конкурсах по магистерским программам.

 

Один из вопросов, остающийся не до конца урегулированным, связан с нормативно-правым обеспечением деятельности региональных отделений РАН. "Региональные отделения создавались в своё время для того, чтобы координировать работу многих институтов, многих научных центров. Это не совокупность институтов, это нечто большее - это штаб науки. Можно сказать, и во многих случаях очаг культуры", - отметил вице-президент РАН, председатель Президиума Уральского отделения РАН Валерий Чарушин. По его мнению, хотя региональные отделения РАН и упоминаются в законе, "они фактически выпали из него - научные центры попали в ведение ФАНО, а региональные отделения остаются в РАН". Отсюда возникают сложности с финансированием завершения строительства жилья для молодых научных сотрудников и передачей им квартир, а также с выполнением международных и внутрироссийских соглашений отделений РАН, утверждает Валерий Чарушин.

 

Участники круглого стола предложили внести в 253-ФЗ ряд изменений:

  • разграничить полномочия ФАНО и РАН в научном руководстве организациями,
  • уточнить статус и полномочия региональных отделений РАН,
  • уточнить Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы), изменив, в первую очередь, модель взаимоотношений участников программы,
  • корректировать Государственную программу Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы (она "аккумулирует" порядка четверти всех бюджетных расходов на науку), в связи с актуализацией приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, изменением модели финансового обеспечения научной и научно-технической деятельности.

и-Маш. Ресурс Машиностроения.

Обсудить новость на Форуме Машиностроителей     








Все комментарии
Написать комментарий
Комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей:


DDD 
Ну что тут скажешь.... Переливают из пустого в порожнее. Многие "ученые" просто так штаны протирают и требуют повышения зарплаты. А есть и талантливые, но им развернуться не дают. Бюрократия, понимаешь...
bauman 
науки как таковой к сожалению у нас давно нет... НИИ ушли в прошлое... осталось штуки две...грустно слышать о реформах, как-то не оправдывают они себя. Либо мы от них ждем много

Написать комментарий как пользователь ВКОНТАКТЕ:


Написать комментарий как пользователь FACEBOOK:

Самое обсуждаемое за последнее время

    Другие публикации по теме





    Автоматизация промышленных предприятий Автоматизация промышленных предприятий
    Диспетчеризация производства, идентификация и прослеживаемость, управление КПЭ (KPI)...
    (495) 662-43-70
    Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси). Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Промышленное оборудование и инструмент
    Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Chicago Pneumatic (Чикаго Пневматик), Fuji (Фуджи), Desoutter, Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси), Korloy (Корлой), Seco tools, SGS tools, Onsrud, Fette, Guhring и пр. Оборудование для маркировки. Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Фаскосниматели (фаскорезы, кромкорезы), ручные фрезеры по металлу. Пневмодвигатели (пневматические двигатели, пневмомоторы).
    (495) 668-13-58
    ИРОК-2М. Купить. Инструкция.
    Инструмент ИРОК-2М от производителя. Купить. Скачать инструкцию и другие документы. Прочий электромонтажный инструмент и электрокомпоненты.
    (495) 668-13-58 доб. 4
    Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ:
    Шприц-машина для восковых моделей
    Бойлерклав
    Установка отделения керамики
    Пескосып и смеситель
    + 86 152 532 57083