- Например: машиностроение в России
В настоящее время идет очередной этап формирования межведомственной комплексной целевой программы на 10 лет - с 2016 по 2025 год, где будут увязаны по срокам, задачам и средствам мероприятия военных и промышленности. Особое внимание в данной программе уделяется вопросам создания научно-технического задела и заблаговременной подготовки базы серийного производства БЛА, которые должны быть решены до начала полномасштабной разработки.
Проблем с созданием и производством маленьких беспилотных комплексов нет, но существует ряд проблем с производством больших комплексов, которые, например, разрабатывает ОАК, и которые будет ориентироваться на мощности существующих авиастроительных заводов, а вот сегмент серийного изготовления БЛА малой и средней дальности - совершенно новая отрасль производства, которая лежит на стыке радиоэлектронной и авиационной промышленности, и достаточной базы такой индустрии в РФ просто-напросто не существует.
Минобороны неоднократно заявляло, что на закупку беспилотников всех типов будет выделено несколько сотен миллиардов рублей. А если такие огромные средства закладываются на серийное производство, то надо понимать, где, кто и как эти средства сможет эффективно реализовать. Сегодня есть большая потребность в беспилотных комплексах всех типов. Наиболее массовое применение получат разведывательные системы тактического звена, это комплексы ближнего действия и малой дальности (так называемые комплексы поля боя), так как у нас довольно много средств поражения в тактическом звене, не обеспеченных в достаточной степени целеуказанием. А современные комплексы с БЛА могут эффективно решать эти задачи. По мере создания БЛА средней и большой дальности они займут свою нишу в системе вооружения.
После создания и производства приступаем к вооружению беспилотных комплексов, и вот тут проблема. Современное авиационное вооружение создавалось для пилотируемой авиации по соответствующим массо-габаритным требованиям, а сейчас размеры беспилотников гораздо меньше самолетов. По имеющейся информации, за рубежом сейчас идет массовая разработка небольших средств вооружения специально для малогабаритной беспилотной техники.
Ни одного сертифицированного боеприпаса применительно для наших беспилотников в настоящее время нет. Диалоги идут о том, чтобы в больших беспилотниках использовать существующие боеприпасы. Я считаю, что это вещь перспективная, ее нужно развивать. Может быть, в рамках планирования развития что-то удастся сделать, но я еще раз повторюсь, что сначала нужно обеспечить необходимой информацией существующие средства поражения.
Западные санкции также повлияли на закупку комплектующих для беспилотников и готовых продуктов иностранного производства. По имеющейся информации, Минобороны в настоящее время иностранную беспилотную технику не закупает.
Сегодняшние реалии таковы, что ни одна страна в мире не имеет полностью замкнутого внутреннего цикла производства систем вооружений, и в этом нет смысла. Нужна грамотная кооперация. Также нет смысла делать ставку только на импорт. Программа импортозамещения поможет обратить взор промышленности на свои недостатки и раскрыть имеющиеся внутренние резервы. Санкции заставили работать эффективнее, что неизбежно должно дать соответствующий результат.
Активно внедрятся новеые материалы для призводства: конструкционные композиционные материалы. Речь идет о расширении доли композитных материалов в конструкции БЛА. Использование композитных материалов для снижения заметности это великий плюс, но оно имеет и свои минусы.
Требования к эксплуатации, например,углепластика, очень жесткие, а цена вопроса очень высокая. Есть еще и другие композиты, менее дорогие и простые в эксплуатации, но там тоже есть определенные нюансы. Сочетание металлических конструкций и композитов дает оптимальные решения для конкретных задач.
|
|