Что мешает России продвигаться в космосе?
16 июля 2012

altРоссийские конструкторы космических аппаратов и другие специалисты отрасли обеспокоены растущим отставанием от ведущих космических держав в разработке и применении как мощных холловских электрореактивных двигателей (ЭРД), так и ЭРД других схем.

Это может затормозить развитие отечественных аппаратов после 2015-2020 годов, убеждены эксперты.

На базе ядерной энергетической установки (ЯЭУ) с электрореактивной двигательной установкой (ЭРДУ) Россия пытается создать межорбитальный буксир для решения широкого круга задач, в том числе для создания глобальной космической обороны. Такая перспективная транспортная система может пригодиться, к примеру, для борьбы с опасными космическими объектами (ОКО).

Проект по разработке транспортного космического модуля стартовал в 2009 году. Он реализуется в рамках президентской программы модернизации и технологического развития экономики России. Перед конструкторами поставлена задача: для транспортно-энергетических модулей мощностью свыше 1 МВт создать двигатели новых схем, использующие нетрадиционные способы ускорения плазмы и обеспечивающие высокое значение плотности тяги, удельного импульса и ресурса.

За создание ядерной энергетической установки отвечает Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ), разработкой электрореактивной двигательной установки занимаются специалисты Исследовательского центра имени М.В. Келдыша (Центра Келдыша), а задача по объединению этих решений в единое целое возложена на Ракетно-космическую корпорацию "Энергия" имени С.П. Королева.

По словам специалистов, с атомным реактором для космического корабля нет принципиальных затруднений. "В период с 1962 по 1993 год в нашей стране был накоплен богатый опыт создания ядерного ракетного двигателя. Иначе обстоит дело с ЭРД", - отмечает заслуженный деятель науки РФ, член Международной ассоциации авторов научных открытий, почетный профессор Шанхайской аэрокосмической академии, доктор физико-математических наук, профессор Юрий Кубарев.

С начала 60-х годов прошлого века в мире было разработано несколько типов электрореактивных двигателей:
  • ионный (ИД),
  • стационарный плазменный (СПД),
  • двигатель с анодным слоем (ДАС),
  • импульсный плазменный двигатель (ИПД),
  • сильноточный (магнитоплазменный - МПД),
  • магнитоплазмодинамический (МПДД).

Наметившееся отставание России в разработке электрореактивной двигательной установки ученые связывают с ошибочным выбором направления исследований. "Основной упор делается на разработку СПД мощностью до 4,5 кВт и ИД мощностью 35 кВт с удельным импульсом 7000 сек., который по ряду причин не реализуем, - подчеркивает Юрий Кубарев. - И даже не упоминаются, например, МПД и МПДД, которые с 60-х годов прошлого века почти 30 лет разрабатывались в Научно-исследовательском институте тепловых процессов (НИИТП, ныне - Центр Келдыша). Исходя из общего вектора исследований, ориентированных в первую очередь на создание ИД, руководство Центра Келдыша в 2009 году заявило, что аванпроект нового ИД разработан, он даже опробован в лабораторных условиях, "неразрешимых технических проблем не осталось". Однако и спустя два года, на X Международном авиационно-космическом салоне в 2011 году посетители увидели только плакаты транспортно-энергетического модуля с ИД. Оказалось, что концепции нет, что ее разработка завершится лишь в 2012 году".

Юрий Кубарев уверен, что ионный двигатель, который предлагает Центр Келдыша, получился слабым, его проектная мощность всего 35 кВт вместо заявленной 1 МВт. Кроме того, он работает на редко встречающемся в природе и поэтому очень дорогом ксеноне вместо дешевого аргона. "В России двигатели на ксеноне были испытаны за много лет до того, как их заново "открыли" в Центре Келдыша", - указывает ученый.

У ученого возникает справедливый вопрос: а где же прогресс в научной работе Центра Келдыша за последние 20 лет? "При таких скромных результатах впечатляет только размах официально продекларированной начальной суммы финансирования проекта - 17 млрд. руб. на 2010-2018 годы, а на 2012 год Роскосмосу выделено 565 млн. руб.," - замечает Ю.Кубарев.

Эксперты выделяют несколько "проблемных" мест, которые мешают России продвинуться в разработке и создании ЭРД мегаваттного класса для ЯЭРДУ:
  • во-первых, принцип действия ионного двигателя с газовым разрядом несовместим с идеей дальних космических перелетов;
  • во-вторых, ионные двигатели из-за проблем электромагнитной совместимости в принципе не позволят создать ЭРД мегаваттного класса для ЯЭРДУ.

Поэтому, уверены ученые, реализация в России проекта ЭРДУ мегаваттного класса на основе маломощных ионных и холловских двигателей невозможна и нецелесообразна с научной, технической и экономической точек зрения.

Логичным выходом из сложившейся ситуации станет активизация работы по альтернативным проектам по созданию ЭРДУ межпланетных космических аппаратов.

по материалам Независимой газеты

Все комментарии

NVA
"Что мешает России продвигаться в космосе?"
То же, что и на земле. Общество "крепостных" не может развивать науку и создавать высокие технологии. Если ты не господин, не его родственник, не его друг, то тебе остается, либо "выживать" прислуживая, либо "заработать" денег и уехать подальше. Что и делают. Некоторые приспособились "зарабатывать" деньги здесь (на природных ресурсах и торговле "заморскими" товарами), а жить там. Там для них спокойнее. Уровень жизни повыше, коррупции поменьше. Правда "быстрых" денег там много не заработаешь, законы действуют лучше и может быть много проблем: полиция профессионально работает, журналисты вездесущие, свобода слова и т.п.
Сегодня в России ежедневно добывается 10,2 млн. бар. нефти, а около 20 млн. человек находятся за чертой бедности, ежегодно умираю около 1 млн. человек. Около 7 млн. человек без работы. Корысть и пороки "разъедают" общество, как ржавчина "разъедает" металлическую конструкцию. Еще не много и рухнет под нагрузкой.
Сижу и думаю: Что же мешает России продвигаться в космосе? ... Кому сейчас на Руси жить хорошо? ... Что будет с Россией завтра? ... Ответа пока нет. Всему свое время.
Carbon
Мешает система "завтра хоть трава не расти", безалаберность на всех уровнях, отсутствие уверенности в завтрашнем дне и работы на перспективу. Возможно это заказ отечественной космонавтики, хотя хочется верить что это не так. Сейчас мы отстаём от самих себя в прошлом, и, увы, света в конце тоннеля я не вижу.
Mz_bug