Для отправки ваших публикаций, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Если Вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.



  1. Вход или регистрация
  1. Подписка

Число БПЛА растет, а операторов не прибавляется
15 июля 2011             

altПовсеместное распространение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) обнажило целый ряд проблем, связанных с их проектированием и эксплуатацией.

Число беспилотников в составе военно-воздушных сил и в армейской авиации США за 10 предыдущих лет возросло в 136 (!) раз - с 50 единиц в 2000 году до 6,8 тыс. в 2010 году. Как ожидается, в ближайшие тридцать лет их парк увеличится еще вчетверо. Всего же в 2009 году количество разработанных в мире типов беспилотных авиационных систем достигло 1190, из них третья часть двойного и гражданского применения. В России типов БАС пока немного, но с каждым годом становится все больше. Так их количество только за 2010 год увеличилось с 64 до 250 типов.
 

Увеличивается объем применения беспилотных систем, как в военных, так и в гражданских целях для решения самых различных задач. Их можно разбить на несколько групп:

  • получение информации,
  • проведение контроля состояния различных объектов,
  • ретрансляция сигналов,
  • сельскохозяйственные,
  • транспортные,
  • исследовательские,
  • для специальных задач.

В настоящее время наиболее интенсивно развиваются БАС для получения информации и проведение контроля состояния различного рода объектов.


Это обусловлено спросом со стороны основных заказчиков: министерство обороны и государственные службы: погранвойска, МВД, МЧС и другие ведомства, осуществляющие различного вида контроль. Из гражданских заказчиков выделяются "Газпром", энергетики и другие, которые регулярно проводят контроль состояния своих объектов.


Рост числа БАС и расширение масштаба их эксплуатации в интересах государственных и коммерческих заказчиков обнажили целый ряд проблем: высокий уровень аварийности БПЛА и необходимость обеспечения полетов БПЛА в едином воздушном пространстве с пилотируемыми летательными аппаратами.


На беспилотных летательных аппаратах отсутствуют системы, предотвращающие их столкновение с пилотируемыми воздушными судами, высокая вероятность неконтролируемого падения на землю, делает невозможным полеты БПЛА в едином с гражданской авиацией воздушном пространстве, а также использование БАС в районах населенных пунктов.


Исторически сложилось, что уровень аварийности беспилотных летательных, аппаратов достаточно высок - до 25%. Происшествия происходят и из-за неудовлетворительных характеристик устойчивости и управляемости БПЛА, недостатков в системе управления, линий передачи данных, недостаточной прочности, и, наконец, зачастую они связаны с плохими навыками оператора БПЛА.


Вообще отсутствие у разработчиков полной и современной нормативно-технической и регламентирующей документации приводит к принятию ошибочных решений в процессе создания беспилотной авиационной техники, своевольному толкованию фундаментальных норм и правил проектирования.


За рубежом одновременно с разработкой БАС формируется нормативная база, охватывающая как сами такие системы, так и стандарты совместного использования единого воздушного пространства беспилотными и пилотируемыми воздушными судами.
В России же сохраняется двойственность ситуации: с одной стороны, нет запрета на создание беспилотной техники, а с другой - отсутствует четкая регламентация деятельности в данной области.


Несмотря на содержание в своем названии слова "беспилотный", БПЛА в основном управляются по командам оператора с земли или с воздушного командного пункта, а, следовательно, негативное влияние человеческого фактора сказывается и здесь. Известна печальная статистика: в катастрофах БПЛА Shadow и Predator, стоящих на вооружении армии США, человеческий фактор оказался виноват в 21% и 67% случаев соответственно.


Очевидно, что организация обучения и подготовки персонала БАС - пилотов-операторов, операторов полезной нагрузки, обслуживающих специалистов - может существенно повлиять на уровень аварийности. Но сначала необходимо разработать единые требования и программы обучения операторов, единые требования к средствам обучения и к обслуживающему персоналу в зависимости от категории БАС.


Если говорить о средствах обучения, то тренажер должен обеспечить индивидуальную и коллективную подготовку операторов и совершенствование их квалификации в условиях моделирования сложной обстановки, вне зависимости от типов задействованных БПЛА, подсистем управления, а также с учетом наличия или отсутствия особых условий в воздушном пространстве в зоне действий.

В США и странах ЕС подготовка операторов БПЛА производится в учебных центрах. На начальном этапе - с помощью универсальных тренажеров определенной категории БПЛА, а затем на тренажерах конкретной беспилотной авиационной системы. Учебные программы формируются на базе стандартов подготовки операторов БПЛА, например STANAG 4670, CJCSI 3255.01, ASTM F 2635-07.


В России применяются средства обучения отдельными фирмами на базе существующих станций управления для конкретных летательных аппаратов, например ООО "ZALA Аэро", ООО "АФМ-Серверс". Обучение проводится по программам, разработанным на предприятии.

В настоящее время рынок технических средств обучения только начинает складываться. Среди производителей - ЦНТУ "Динамика", ЗАО "Транзас-Вижн", ОАО "Концерн радиостроения "ВЕГА", ООО "Группа "Джей Си".


Общий вывод, который необходимо сделать - тренажеру быть! И быть в составе каждой беспилотной авиационной системы.

В соответствие с принятой в Европе классификацией, все БПЛА в зависимости от веса и планируемой области режимов полета можно разделить на девять категорий, так и все тренажеры по конструктивному исполнению и их функциональному назначению также можно разделить на четыре категории. Это как при получении прав на вождение автомобиля: соответствующая категория дает право на управление автомобилем соответствующего класса, определяемого весом автомобиля и др., независимо от фирмы производителя автомобиля.


Обучение в этом случае целесообразно проводить в специализированных учебных центрах, оборудованных сертифицированными тренажерами БАС, по утвержденным авиационными властями программам обучения, с выдачей соответствующих лицензий операторам БАС. В результате, должна появиться новая профессия: оператор БАС.


Страхование БАС целесообразно проводить по правилам, аналогичным автострахованию: если БАС управлял оператор без соответствующей лицензии, то в случае потери БАС эксплуатант никакого возмещения ущерба со стороны страховой компании не получит. Более того, если будет обнаружен факт управления БАС оператором без соответствующей лицензии, то, как и в случае с автомобилем, должно следовать наказание эксплуатанта.


по материалам интервью директора ЦЭСАТ В.Шибаева АвиаПорту

Обсудить новость на Форуме Машиностроителей     








Все комментарии
Написать комментарий
Комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей:


CCCP 
А у нас вообще есть места, где этому учат??
CCCP 
Действительно актуальная проблема. Полагаю нужно максимально приблизить к реальности интерфейс управления БПЛА. В идеале это должно быть похоже на игровой симулятор самолёта.

Написать комментарий как пользователь ВКОНТАКТЕ:


Написать комментарий как пользователь FACEBOOK:

Самое обсуждаемое за последнее время

Другие публикации по теме





Автоматизация промышленных предприятий Автоматизация промышленных предприятий
Диспетчеризация производства, идентификация и прослеживаемость, управление КПЭ (KPI)...
(495) 662-43-70
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси). Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Промышленное оборудование и инструмент
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Chicago Pneumatic (Чикаго Пневматик), Fuji (Фуджи), Desoutter, Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси), Korloy (Корлой), Seco tools, SGS tools, Onsrud, Fette, Guhring и пр. Оборудование для маркировки. Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Фаскосниматели (фаскорезы, кромкорезы), ручные фрезеры по металлу. Пневмодвигатели (пневматические двигатели, пневмомоторы).
(495) 668-13-58
ИРОК-2М. Купить. Инструкция.
Инструмент ИРОК-2М от производителя. Купить. Скачать инструкцию и другие документы. Прочий электромонтажный инструмент и электрокомпоненты.
(495) 668-13-58 доб. 4
Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ:
Шприц-машина для восковых моделей
Бойлерклав
Установка отделения керамики
Пескосып и смеситель
+ 86 152 532 57083