Для отправки ваших публикаций, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Если Вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.



  1. Вход или регистрация
  1. Подписка

Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
5 октября 2009             

Информация об Авторе
Неизвестен
Рецензируемый материал

Список концепций

Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 1 Цепочка ценности инжиниринговой компании

Модель цепочки ценности на рисунке 1 показывает, на каких стадиях создания ценности наблюдаются реальные расхождения с потребностями и целями (стрелки показы-вают повышает или снижает ценность каждый из видов деятельности).

Таким образом, основными видами деятельности, тормозящими повышение ценности для потребителя, являются УЧР и операции. Исходя из описания проблемы, положение с управлением человеческими ресурсами противоречит стратегии компании (интенсивное развитие бизнеса), что сказывается на операциях и других аспектах деятельности. Учитывая возможности исследователя влиять на ситуацию в компании, основными аспектами для проведения исследования выбраны УЧР и операции.

Концепции, модели и идеи мотивации персонала

Теории содержания мотивации, описывающие потребности людей:

  • Иерархия потребностей (Маслоу);
  • Теория ERG (Альдерфер);
  • Двухфакторная теория (Герцберг);
  • Теория приобретенных потребностей.

Теории процессов мотивации, описывающих поведение людей:

  • Теория ожидания (Врум, Портер и Лоулер);
  • Теория справедливости (Адамс, Фольгер и Кропанзано);
  • Теория целеполагания.

Мотивационная теория подкрепления, описывающая взаимосвязи между поведением сотрудников и его последствиями:

  • Оплата по результатам труда;
  • Наставничество и консультирование;
  • Нефинансовые вознаграждения.
Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 2 Системный анализ факторов мотивации конструкторов

Концепции, модели и идеи создания возможностей мотивации персонала

Подходы менеджеров к мотивации персонала (Шейн):

  • Рационально-экономическая модель (теория “научного управления” Тэйлора, теория X Мак-Грегора);
  • Социальная модель (“человеческий фактор” Мэйо, социо-техническая система Триста, управление ориентированное на работника Лайкерта);
  • Модель самоактуализации (теория Y Мак-Грегора, модель II Аргириса);
  • Комплексная модель (психологический контракт).

Управление человеческими ресурсами:

  • Управление психологическим контрактом;
  • Управление потоками человеческих ресурсов;
  • Управление деятельностью людей (цикл управления деятельностью);
  • Проектирование работы (ротация рабочих мест, расширение объема работы, обогащение содержания работы, модель Хэкмана и Олдхэма, подходы к организации работ);
  • Вовлечение персонала (расширение полномочий персонала, методы вовлечения персонала, контроль, как социальный процесс);
  • Учет внутренних и внешних факторов (ситуационные теории руководства Танненбаума и Шмидта, Фидлера, Герси и Бланчарда, управленческая сетка Блэйка и Моутона, лидерство, согласование систем контроля со стилем руководства, интеграция целей, модель организационных культур Дила и Кеннеди, заинтересованные стороны).

Операции:

  • Измерение результатов деятельности (цели операций, модель “4Е”, иерар-хия целей, оценка контура управления операциями);
  • планирование (управление операционными мощностями, контекст опера-ционного планирования и контроля);
  • проектирование операций (западный и японский подходы, типы процесса, планировка и потоки, человеческий и технологический факторы).

Применение концепций

Политика и практика в области УЧР оказывают значительное влияние на деятельность организации. Оценить результативность УЧР можно посредством следующих критериев:

  • Окупаемость затрат. Отсутствие целенаправленных мероприятий, связанных с ЧР, не позволяет оценить выгоды от них, а подсчет затрат на обучение невозможен из-за не-доступности финансовой информации.
  • Создание человеческого капитала. Оценить способность политики УЧР привлекать, удерживать и развивать людей не представляется возможным, так как работники воспринимаются как источники текущих затрат, а не как ресурсы, для которых требуются инвестиции.
  • Приверженность и мотивация. Для интенсивного развития необходимо повышать эффективность операций, которая в инжиниринговой компании определяется мотивацией конструкторов. Оценка способности политики УЧР мотивировать людей в рамках данного исследования, возможна при условии получения качественной информации от конструкторов.
  • Согласованность целей. Оценка по этому критерию невозможна из-за отсутствия ясных и четких стратегических целей компании и ограничения исследования одним подразделением.
  • Этическая приемлемость. Оценка этической приемлемости практики УЧР будет следовать из определения соответствия мероприятий УЧР культуре организации.
Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 3 Система управления деятельностью
Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 4 Предполагаемые причины низкой мотивации конструкторов

Таким образом, основным критерием оценки политики и практики УЧР в инжиниринговой компании будет “приверженность и мотивация”, так как остальные факторы тесно взаимосвязаны с уровнем мотивации и приверженности.

Мероприятия по УЧР можно разделить на следующие области:

  1. Управление потоками человеческих ресурсов. Отсутствие официальных регулирующих процедур и взаимодействия линейных менеджеров и специалистов по персоналу позволяет говорить о том, что этот аспект игнорируется компанией. Однако можно посредством теорий справедливости и операционного планирования изучить неформальное управление потоками ЧР, определяемое каждым из руководителей самостоятельно.
  2. Управление деятельностью людей. Эта область является основной в исследовании мотивации в среде конструкторов. Анализ управления деятельностью людей проводится посредством системы управления деятельностью (рисунок 3).

Чтобы более детально понять, что влияет на мотивацию конструкторов, используются теории ожидания (Врум, Портер и Лоулер) и справедливости (рисунок 4).

Далее приводятся возможность применения отдельных элементов теории ожидания и их интеграция с другими концепциями.

Для анализа механизма постановки целей в конструкторском подразделении применяются принципы теории целеполагания Локка и SMART-требования (таблица 1).

Таблица 1. Оценка постановки целей

Фактор Применение концепций Ограничения
Конкретность целей Ясность и точность
Измеримость
Определенность по времени
На этапе “рождения” конструкции очень сложно конкретизировать цели.
Сложность целей Уровень сложности должен находится в диапазоне от среднего до высокого. Могут быть большие различия в диапазоне сложности для разных категорий конструкторов.
Принятие целей персоналом Реалистичность
Приверженность
Система работы
Различные точки зрения и суждения о том, что представляют собой реалистичные цели.
Обратная связь о продвижении к цели Внутренняя обратная связь должна подкрепляться внешней Отсутствие понимания менеджерами необходимости обратной связи
Участие сотрудников в постановке целей Прямое вовлечение персонала
Согласованность
Постановка задач низшим категориям конструкторов не требует вовлечения
Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 5 Применение концепций для анализа согласования навыков конструкторов с требованиями работы
Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 6 Модель связи между параметрами работы и внутренней мотивацией Хэкмана и Олдхэма

Для оценки влияния навыков и способностей конструкторов на мотивацию используется общая модель согласования потребностей сотрудника, работы и организации (рисунок 5). Как избыток, так и недостаток навыков и способностей персонала для выполнения поставленной задачи приводит к разрыву связи между усилиями и производительностью и качеством выполнения работы.

Ограничения применения концепций:

  • отсутствие аттестаций не позволяет определить точно способности индивидуума;
  • отсутствие ясной стратегии развития компании не позволяет четко выявить приоритеты.

Для оценки условий труда, создающих возможности мотивации и развития конструкторов, применяется модель связи между параметрами работы и внутренней мотивацией Хэкмана и Олдхэма (рисунок 6).

Анализ параметров работы позволит оценить проектирование работы конструкторов на предмет возможности возникновения мотивации. Предварительный анализ на рисунке 7 выявляет разрывы в связях.

Ограничения применения концепций:

  • Отсутствие аттестаций персонала не позволяет точно определить значения регуляторов, влияющих на то, будет ли мотивирован работник. Однако величину потребности профессионального роста можно выяснить из анализа удовлетворенности конструкторов различными аспектами рабочей ситуации на основе двухфакторной теории мотивации Герцберга, а степень удовлетворения организацией из оценки приверженности.
  • Проведение разового опроса работников недостаточно, чтобы использовать мо-дель для оценки возможного перепроектирования работы.

Мотивация работника снижается, если выполнение работы ограничивается факторами, на которые он не может повлиять. Поэтому очень важно, чтобы у конструктора были все необходимые ресурсы для выполнения работы. Для оценки этого аспекта используются концепции, приведенные на рисунке 7.

Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 7 Применение концепций для анализа факторов, ограничивающих выполнение работы конструктора
Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 8 Применение концепций для анализа системы оценки деятельности конструкторов

Ограничения применения концепций:

  • из-за отсутствия системы интеграции целей трудно будет оценить контекст операционного планирования и контроля;
  • культура “иерархии” накладывает ограничения на понимание необходимости вовлечения персонала и добывания ресурсов, что может затруднить исследования этого аспекта.

Оценка менеджером выполнения работы является важнейшим фактором повышения мотивации персонала, поэтому необходимо обеспечить справедливость этого процесса (рисунок 8).

Применение теорий справедливости и управления приверженностью позволяет изме-рить справедливость процедур и приверженность конструкторов. Ощущение существования справедливости в компании повышает приверженность и отдачу персонала, а формирование сознательной приверженности среди конструкторов повышает эффективность работы.

Ограничения применения концепций:

  • Измерение сравнительной справедливости связано со сложностями определения контрольных групп, с которыми конструктора себя сравнивают, для чего может понадобить-ся много времени и ресурсов, что невозможно в рамках этого исследования. Тем более что сама по себе сравнительная справедливость не приводит к ответным действиям со стороны персонала.
  • Измерение справедливости отношений потребует проведения глубинных интер-вью с конструкторами, затратных по времени и ресурсам. Поэтому эта справедливость также не используется в исследовании.
  • Отсутствие аттестаций в принципе не позволяет оценить систему оценки.
Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 9 Применение концепций для анализа системы вознаграждений в конструкторском подразделении

Для повышения мотивации персонала важно, чтобы люди верили в наличие связи между выполнением работы и вознаграждением (рисунок 9). Также необходимо обеспечить справедливость, понятность и доступность системы вознаграждения, а результаты, получаемые персоналом, должны представлять для них ценность.

Ограничения применения концепций, позволяющих оценить связь между выполнением работы и вознаграждением:

  • сложность измерения результатов творческой деятельности конструкторов;
  • концепция оплаты по результатам труда не подходит, так как отсутствует даже премирование.

Для изучения особенностей структуры мотивации конструкторов используется двух-факторная теория мотивации и удовлетворения от работы Герцберга. Данная теория по-зволяет выявить факторы, которые оказывают наиболее сильное влияние на чувства, испы-тываемые человеком по отношению к своей работе (рисунок 10).

Мотивация конструкторов в машиностроении - существующие концепции (часть 2)
Рис. 10 Области, в которых действуют гигиенические факторы и факторы мотивации

Анализ удовлетворенности конструкторов различными аспектами рабочей ситуации на основе двухфакторной теории мотивации Герцберга используется для выявления про-блемных областей управления мотивацией.

Ограничения применения концепций:

  • факторы мотивации конструкторов могут оказаться отличными от факторов, приводимых Герцбергом, но применение иерархии потребностей Маслоу и теории ERG Альдерфера, возможно, позволит определить причины возникновения такого противоречия;
  • менеджмент конструкторского подразделения, который не знаком с данной теори-ей и может отказаться менять свои предположения относительно потребностей людей;

Таким образом, исследование практики УЧР в инжиниринговой компании позволит выяснить и описать факторы, влияющие на управление мотивацией конструкторов в инжиниринговой компании. Для повышения мотивации конструкторов необходимо будет изменить эти факторы с учетом контекста компании. Основной для исследования политики и практики УЧР будет система управления деятельностью. Остальные концепции будут дополнять ее, увеличивая глубину анализа.

Продолжение следует...


Обсудить статью на Форуме Машиностроителей






Комментариев пока нет
{c_navigation}

Написать комментарий

Другие публикации по теме





Автоматизация промышленных предприятий Автоматизация промышленных предприятий
Диспетчеризация производства, идентификация и прослеживаемость, управление КПЭ (KPI)...
(495) 662-43-70
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси). Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Промышленное оборудование и инструмент
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Chicago Pneumatic (Чикаго Пневматик), Fuji (Фуджи), Desoutter, Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси), Korloy (Корлой), Seco tools, SGS tools, Onsrud, Fette, Guhring и пр. Оборудование для маркировки. Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Фаскосниматели (фаскорезы, кромкорезы), ручные фрезеры по металлу. Пневмодвигатели (пневматические двигатели, пневмомоторы).
(495) 668-13-58
ИРОК-2М. Купить. Инструкция.
Инструмент ИРОК-2М от производителя. Купить. Скачать инструкцию и другие документы. Прочий электромонтажный инструмент и электрокомпоненты.
(495) 668-13-58 доб. 4
Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ Оборудование для литья по выплавляемым моделям ЛВМ:
Шприц-машина для восковых моделей
Бойлерклав
Установка отделения керамики
Пескосып и смеситель
+ 86 152 532 57083