Для отправки ваших публикаций, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Если Вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь на сайте.


  1. Вход или регистрация
  1. Подписка

Неисчерпаемые возможности современных средств автоматизации конструирования в накоплении и использовании интеллектуального капитала
24 мая 2019             

Автор: Мамедов Александр Нусратович, главный специалист, ООО "Техноинжениринг", г. Ташкент, тел. служ. 256 82 82, тел. моб. +998946351672, e-mail: mamedov_46@mail.ru, texnoing@bk.ru.
 
Неисчерпаемые возможности современных средств автоматизации конструирования в накоплении и использовании интеллектуального капиталаРеформирование экономики и связанный с этим возросший объем работ по конструированию объектов вызвали необходимость комплексного совершенствования управления процессом разработки конструкторской документации. Данная необходимость связана с увеличением масштабов и сложности, вовлечением в сферу услуг по конструированию технических и технологических комплексов предприятий большого числа участников и организаций, ростом связей между ними. Современные требования к проектной деятельности предусматривают снижение стоимости конструкторских работ и повышение качества документации при сокращении сроков на ее разработку. Для их реализации необходимо оказание соответствующих воздействий на различные факторы, влияющие на качество проектов, среди которых важную роль играет целенаправленный текущий контроль результатов труда исполнителей и решений, принимаемых в процессе проектирования. К критериям качества наблюдается повсеместно почти формальный подход, ограничиваясь правильностью оформления документации в соответствии с ЕСКД и ЕСТД, проверкой соответствия декатировочных чертежей сборочным, согласования технологичности конструкторских разработок, согласования возможности комплектации покупными изделиями и материалами.
 
Поэтому при организации, планировании и управлении процессом конструирования следует заранее предусмотреть мероприятия по совершенствованию управлению качеством документацией. Под качеством конструкторской документации понимать степень соответствия ее характеристик требованиям нормативно-технической документации, технического задания на проектирование заказчика. При этом уровень качества документации определяется количеством имеющихся в ней несоответствий и дополнительной трудоемкостью, обусловленной необходимостью исправления данных несоответствий.
 
Как правило, к факторам, влияющим на качество конструкторской документации, относятся технологическая дисциплина и качество труда исполнителей, ритмичность процесса разработки, нормативно-методическая база, технологическое обеспечение процесса разработки документации, методы и средства разработки объектов, и соответствующая организация труда исполнителей при проектировании и контроле конструкторской документации. При этом разрабатываемая конструкторская документация должна подвергаться текущему контролю, проводимому ответственными исполнителями, руководителями проектных групп, начальниками проектных отделов, главным инженером проекта. При обнаружении несоответствий выполняется корректировка проектной документации. На завершающем этапе выполняется итоговый контроль конструкторский документации. Таков порядок, установленный в действующих конструкторских организациях.
 
Особую роль в процессе совершенствования качества документации, упрощения ее разработки, проверки и согласования играют стандарты, и в частности, так называемые стандарты предприятия (завода, компании и т.п.).
 
Стандарты предприятия обязательны к применению и на предприятии в основном имеют вид некоторых ограничений уже имеющегося многообразия стандартных изделий. Упорядочение как управление многообразием связано, прежде всего, с сокращением многообразия. Это элемент управления качеством конструирования, и производства в целом. Так, из числа возможных исполнений такой массовой крепёжной детали, как гайка, ограничивается выбор типов, размеров по резьбе и по высоте, материалов, покрытий и т.д. Это делается для того, чтобы сократить номенклатуру покупных изделий, материалов, специального инструмента, технологий и т.п. Часто такие стандарты носят название нормалей.
 
Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов, базы унифицированных узлов и деталей. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации. Как показала практика, многие различные по устройству детали, агрегаты и узлы выполняют в машинах одни и те же функции, а это позволяет разработке унифицированных моделей. Внедрение этого метода позволяет перейти от конструирования и производства дорогостоящих оригинальных единиц оборудования, машин и приборов к созданию их на основе стандартных унифицированных агрегатов.
 
Для этих целей на предприятии создается система стандартизации, которая берет под контроль основные направления деятельности. Наряду со стандартами на единичные элементы, создаются и внедряются системные стандарты организации. На всю номенклатуру выпускаемой продукции, прежде всего, разрабатываются технические требования к конструированию изделий. На их основе создается постоянно пополняемый и поддерживаемый в достоверности фонд стандартной рабочей документации, которым комплектуются проекты по мере необходимости.
 
Создание базы унифицированных узлов и деталей позволяет скомпоновать новую машину с уже спроектированных, проверенных, доведенных и освоенных производством сборочных единиц и агрегатов. А не создавать ее как оригинальную, единственную в своем роде, как это было прежде.
 
Подобный подход позволит специализировать изготовление унифицированных узлов , деталей, агрегатов в качестве самостоятельных изделий, правильность функционирования которых можно отрабатывать, доводить, проверять вне зависимости от всей машины в целом.
 
Объектами стандартизации унифицированных узлов и деталей могут быть в первую очередь наиболее часто повторяющиеся зубчатые колеса, валы, шпиндели, детали подшипниковых узлов, пружины, станины, станочные бабки, площадки обслуживания, целые узлы из этих деталей и т.д. Конструктивная обратимость изделий, их неоднократная доводка, проверка качества позволяет разработать на них рабочие чертежи и сформировать из них пополняемый и поддерживаемый в достоверности фонд стандартной рабочей документации. Здесь огромное поле творческой деятельности по накоплению фонда, его совершенствованию.
 
В процессе создания базы в в конструкторско-технологической организации создаются стандарты предприятия на унифицированные узлы и детали, стандартные изделия, создается расчетная база , программы и многое другое для совершенствования труда конструктора. На все это многообразие объектов стандартизации выпускаются альбомы, каталоги, которые ежегодно обновлялись. Такие стандартные изделия как детали крепежа, подшипники, пружины, электродвигатели были полностью стандартизованы, на них разработаны ограничительные стандарты по типу и номенклатуре. На крепеж, пружины были разработаны групповые рабочие чертежи. На все остальное многообразие стандартных изделий были выполнены стандартные чертежи, заполняемые конструктором по разработанной методике. Обобщение частных конструктивных решений путем разработки унифицированных агрегатов, узлов и деталей значительно расширило возможности данного метода.
 
Вся конструкторская документация выполнена в соответствии с ЕСКД, с требованиями заказчика и техническими требованиями предприятия. Вместе с тем для возможности копирования узлов и деталей разработаны точные изображения узлов и деталей и создан каталог. Это позволило разрабатывать компоновки сборочных единиц оборудования с их применением.
 
Развитая стандартизация позволило сократить до минимума объем проверяемой документации, автоматизировать комплектацию проектов стандартной документацией. Технологическим отделам это позволит провести стандартизацию типового технологического процесса и его документально оформить в виде карт технологического маршрута и набора стандартных карт (технологических стандартов) в соответствии с требованиями стандартов ЕСТД. Создать необходимое стандартное технологическое оборудование приспособления, своевременно выявить материальные и энергетические потребности производства. Отделу снабжения наличие унифицированных узлов и деталей позволит вовремя проводить комплектацию, а также упорядочивать свою работу. Производству появляется возможность работать на склад, создавая необходимые планируемые заделы.
 
Все это в большой степени сократит время разработки нового оборудования, его изготовления, позволит осуществлять переналадку оборудования в ходе эксплуатации. Но то, что все эти работы очень оценят конструктора, весь коллектив — это очевидно. Конечно, это же сильно упростит их работу, дает им возможность больше вкладывать в основную часть разработки, сосредотачиваться на главном. При этом все меньше досадных ошибок просочиться сквозь контроль в цех, все меньше уйдет время на их устранение.
 
Это позволит технологическим отделам, отделу снабжения также упорядочивать свою работу. Таким образом, в результате очень кропотливой и целенаправленной работы мы получаем нормативные документы, действующие на уровне предприятия и имеющий определенное качество восприятия специалистами и некоторым образом положительно влияющий на общую эффективность производственного процесса.
 
Решающим критерием выбора объектов стандартизации и одновременно очередности их стандартизации является экономически оптимальный уровень качества будущего изделия. Успешно проведенная на начальном этапе работа при должной оценке, открывает возможности для проведения аналогичных работ, горизонт деятельности расширяется, стандартизация захватывает все новые объекты и сектора производства.
 
Проведенная унификация на серийном производстве в корне затрагивает все сферы изготовления изделий, уменьшает разнообразие штампов, сварочных приспособлений, позволяет отказываться от закупки дорогостоящих комплектующих, изменяет тару и упаковку, уменьшая количество поставляемых грузовых мест. Объемы стандартизации получились впечатляющие. В процентном отношении стандартная рабочая документация в проектах, например, на агрегатные станки составляет до 70% ,на станочные приспособления до 80 %, в производстве унифицированных соединительных деталей и узлов трубопроводов природного газа достигнуто количество типоразмеров более 15 тыс. единиц. Эти достижения зафиксированы в конструкторско-технологической организации, на крупной монтажной базе, лифтостроительном заводе при развитой системе стандартизации унифицированных узлов и деталей.
 
В упомянутых выше примерах создания нормативных баз на типовые и часто повторяющиеся изделия вместе с многими менее объемными нормалями, позволили наладить руководство качеством выпуска ответственной продукции. Также ощутимо их положительное влияние на упорядочение конструкторской деятельности и деятельности всего предприятия в целом.
 
Вместе с тем особенно при современных видах автоматизации конструирования, целесообразно развивать системы накопления графических типовых изображений деталей, узлов, фрагментов технологических схем, текстовые типовые фрагменты и массивы. Вполне естественно, что базы для хранения информации должны содержать доведенные и совершенные образцы графической и текстовой информации. Формирование и накопление ценных видов информации может производиться путем заимствования ее из предшествующих проектов, совершенно аналогичных разработок. Мощная сформированная профессиональная база из образцов графической и текстовой информации может стать руководящей для рабочего места. И по мере необходимости распределяться руководителем среди разработчиков отдела, бюро. Эта информация наряду с информационным фондом унифицированных узлов и деталей в очень значительной степени упрощает конструирование, делает его качественным, снижает объемы проверяемой информации.
 
Это позволяет сосредоточится на решении основных задачах новой конструкции. У меня в базе из образцов графической и текстовой информации содержаться изображения унифицированных узлов и деталей, изображения стандартных изделий, покупных единиц оборудования, фрагменты узлов и целые узлы аппаратов химической промышленности, и др. В текстовых файлах содержится технические требования к изделиям, узлам и деталям размещаемые на чертежах, технические характеристики аппаратов химической промышленности. Формирование и накопление ценных видов информации происходит практически непрерывно, так как в ходе конструирования приходится рассматривать большие массивы документации предшествующих и смежных разработок. У меня эти мероприятия поставлены на широкую творческую инициативу, пределов ее практически нет. Единственными критериями здесь является достоверность информации и соответствие ее действующим нормам и степень ее повторяемости. Иногда чтобы сделать информацию повторяемой необходимо ее доработать и видоизменить. А уже когда ее соответствие заданным параметрам будет максимальным можно смело внедрять ее в тело проекта или конструкции, это дает колоссальный эффект, из компьютера выходит десятки типовых проектов, с незначительным отличием. Но я еще раз повторяю это очень скрупулезная работа хороших профессионалов. Многие проекты при попытках унификации, упрощения очень сильно пострадали из-за недостаточной компетенции и поспешности исполнителей. А в серийном производстве здесь очень и очень осторожное внедрение нового с очень выверенными шагами. Но деятельность старого и опытного конструктора отличается тем ,что он свой проект разрабатывает с максимальным количеством уже готовых типовых графических изображений унифицированных узлов ,типовыми техническими требованиями к изготовлению и эксплуатации с типовой пояснительной запиской и с типовой инструкцией по эксплуатации, откорректированных в соответствии с техническим заданием на конструирование изделия. А все высвободившее время он тратит на разработку индивидуальной новизны изделия.
 
Создание интеллектуального капитала, оформленного в должной степени возможно при наличии высококвалифицированного персонала с большим опытом работ, в соответствии с целенаправленной инженерной политики руководства производственных организаций. Должным образом разработанное программное обеспечение помогает сохранить интеллектуальную собственность - то есть, знания инженеров и операторов, перед тем как они уйдут с занимаемых ими должностей. Целесообразность и своевременность этого не сопоставимы ни с чем по эффективности. Интеллектуальный капитал, сохраненный в базах, даст возможность быть на современном уровне предприятию на длительный период.
 
Это даст возможность компенсировать нехватку квалифицированных кадров, связанной со старением имеющихся специалистов и нежеланием молодежи идти на производство, т.к .работа в промышленности может показаться чем-то неинтересным.
 
С технической точки зрения не составляет сложности перенести накопленный интеллектуальный капитал на новые технологические платформы, тем самым сохраняя его для будущего. Вновь приходящие сотрудники смогут по запросу получать информацию, переданную в свое время системе опытными коллегами. Это также позволит сделать профессию инженера и оператора более привлекательной для талантливой молодежи и нынешних школьников молодым людям, растущим в эпоху компьютерных технологий.
 
Такая возможность особенно значима, когда мы говорим не о регулярно повторяющихся операциях, которым операторы и так быстро учатся, а о сложных, редко встречающихся сценариях, таких как останов оборудования или его пуск после капитального ремонта, неожиданные ситуации или аварии.
 
В конструкторском бюро могут быть, к примеру созданы стандарты предприятия на различные пружины с оформлением стандартных чертежей подлежащих заполнению конструктором. Целесообразна разработка стандарта на подшипники качения с ограничением по номенклатуре и с готовыми стандартными программами расчета. С рекомендациями разработки подшипниковых узлов, чертежами их деталей, стандартами требованиями к их изготовлению, сборки и эксплуатации. Настоящий успех принесла работа по разработке рабочей документации на соединительные детали трубопроводов. Создано 16 стандартов предприятий, которые объединили собой более 15 тысяч типоразмеров изделий, закрыв этим потребность в отрасли. Это позволило на нормативной основе упорядочить выпуск продукции на монтажной базе, заменив этим закупки со стороны.
 
Однако все сказанное выше хорошо работает в определенной области или отрасли промышленности. И применение всех даже хорошо отработанных решений в какой-то другой отрасли или области становиться невозможным без основательной доработки или переработки. А в некоторых областях неприменимо вообще. Примеров этому немало, вне зависимости от важности конструирования изделия, будь то простая ручная кофемолка или железнодорожный подвижной состав. Причина провала проекта конструкции при этом практически одна и та же. Все сказанное выше опробовано и внедрено на действующих предприятиях различных отраслей в станкостроении, производстве лифтов, газовой промышленности при моем активном участии в качестве ответственного разработчика конструкторской документации. Созданные при этом десятки стандартов предприятий, стандартных рабочих чертежей, стандартных форм и бланков для заполнения, текстовой документации внесенные изменения в серийную документацию дали эффект и применяются не один десяток лет.
 
Наши успехи в области вооружения, ракетостроения, космонавтики не результат одного рывка. Это кропотливая и целенаправленная работа на накопленной базе опыта титанической работы всего поколения, начиная с 40-х годов.
 
Литература

1. Ткачева О. Н. Современные автоматизированные системы проектирования технологических процессов в машиностроении. М.; НИИмаш, 1984. 71 с.
2. Агрегатирование в электроприборостроении/Г.С. Певзнер, Э.И. Цветков, М.Б. Цодиков. -М.:Изд. Энергия, 1981, 176с.
3. Амиров Ю.Д., Алферова Т.К., Волков П.Н. и др. Технологичность конструкции изделия-М.: Изд. «Машиностроение», 1985 768с.
4. Базовый принцип конструирования РЭА/ Прафенов Е.М., Афанасенко В.Ф., Владимиров В.И., Саушкин E.B. М.: Изд. Радио и связь, 1981.
5. Бендерский Г.П., Ефремов B.C. Некоторые вопросы создания унифицированного ряда твердотельных обзорных радиолокационных станций для управления воздушным движением гражданской авиации. Сборник научных трудов МАТИ РГТУ им Циолковского, 2004.
6. Блинов И.Г., Струков О.Д., Хайнацкий С.С., Шевченко И.А. Система конструктивных элементов контрольно-измерительного оборудования. Электронная промышленность, 1974, «10.
7. Вермель В.Д., Зарубин С.Г. «Использование системы ГеММА ЗБ при производстве технологической оснастки на оборудовании с ЧПУ» // «А.П.» , №3, 1998 г.
8. Завгородняя A.B., Неверовский J1.B. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. Л.: ЛДНТП, 1984.
9. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. М.: Юрайт, 2001.
10. Никифоров А. Д., Ковшов А. Н., Назаров Ю. Ф. Процессы управления объектами машиностроения. М.: Изд. Высшая школа, 2001. 455 с.
11-12. Шпур Г., Краузе Ф. JI. Автоматизированное проектирование в машиностроении. М.:Изд. «Машиностроение», 1988. 648 с.
13. Шрейдер Ю.А., Шаров A.A. Системы и модели. М.: Изд. Радио и связь, 1982.-52с.

Обсудить статью на Форуме Машиностроителей






Комментариев пока нет
{c_navigation}

Написать комментарий

Другие публикации по теме





Автоматизация промышленных предприятий Автоматизация промышленных предприятий
Диспетчеризация производства, идентификация и прослеживаемость, управление КПЭ (KPI)...
(495) 662-43-70
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси). Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Промышленное оборудование и инструмент
Rodcraft (Родкрафт), Deprag, Stahlwille (Штальвиль), инструмент Atlas Copco (Атлас Копко), Chicago Pneumatic (Чикаго Пневматик), Fuji (Фуджи), Desoutter, Iscar (Искар), Sandvik Coromant (Сандвик Коромант), Mitsubishi (Митсубиси), Korloy (Корлой), Seco tools, SGS tools, Onsrud, Fette, Guhring и пр. Оборудование для маркировки. Маркировка труб, горячего металла в металлургии. Фаскосниматели (фаскорезы, кромкорезы), ручные фрезеры по металлу. Пневмодвигатели (пневматические двигатели, пневмомоторы).
(495) 668-13-58
ИРОК-2М. Купить. Инструкция.
Инструмент ИРОК-2М от производителя. Купить. Скачать инструкцию и другие документы. Прочий электромонтажный инструмент и электрокомпоненты.
(495) 668-13-58 доб. 4
Реклама на сайте и-Маш Реклама на сайте и-Маш      
pr()i-mash.ru